Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Смирнов Б.Л.

Махабхарата IV. - Беседа Маркандеи. Эпизоды из книги III, XIV. Книги: XI, XVII, XVIII

// Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1958г., 676 стр
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Описание
Отзывы
Предисловие
Введение
Беседа Маркандеи

Анугита

Книга о женах
Великий исход
Вознесение на небо
Примечания
Толковый словарь
Вверх

АНУГИТА


16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51
Глава 42

Брама сказал:
1. От "Основы личности" произошли пять великих сутей:
Земля, воздух, пространство, вода и свет - пятый.
2. В этих пяти великих сутях существа блуждают,
В деятельности звуков, касаний, образов, запахов, вкусов.
3. При наступленьи пралаи, когда гибнут великие сути,
Среди тех, кому присуще дыханье, (только) мудрец
не поддаётся страху.
4. Тогда, из какой сути родилась, в той (каждая) суть
исчезает.
Они вливаются в порядке обратном возникновенью:
5. Тогда подвижные и неподвижные существа
проливаются совершенно,
Но помнящие (о прошлых рожденьях) никаким
образом не растворяются витязи* (духа).
6. Звук, образ, касание, сок, пятый - запах.
Будучи постоянной причиной изменений, непостоянны
и познаются как заблужденье.
7. От похоти и зарожденья возникшие в безразличной
(смеси), не-нечто*.
Одна в другой живущие кучи мяса и крови,
8. Так (называемые) "внешние я" несчастны, вызывают жалость*.
Прана, апана, удана, самана и вьяна -
9. К внутреннему "я" относятся эти пять течений,
С речью, манасом, буддхи они восьмиричный мир
(образуют).
10. Кто покорил речь, нос, глаза, уши, вкус и кожу,
Кто очищает сердце (манас), (тот) не позволяет
блуждать сознанью (буддхи).
11. Человек, которого эти восемь огней никогда не опаляют,
Направляется к блаженству к Брахмо, выше которого
ничего не бывает.
12. О тех одиннадцати, которые индриями называют,
Порождённых основой личности, я полностью (вам)
расскажу, брамины.
13. Ухо, кожа, глаза, язык и нос - пятый,
Речь, выводящие и детородные органы, руки, ноги -
14. В группе одиннадцатым считается манас,
Эту толпу победить сначала нужно, а тогда явится
Брахмо.
15. Насчитывают пять познавательных индрий и пять
деятельных индрий.
Слух и прочие пять по своей сути познавательными
индриями считают;
16. Другие ж распознавать не могут, но деятельности
причастны.
Нужно знать двояким* манас; а двенадцатая
(над ними) - буддхи.
17. Так перечислены индрии "я", одиннадцать поочерёдно;
Овладевшего* ими пандиты считают завершившим науку.
18. О всех различных индриях я расскажу теперь дальше:
Акаша есть первая суть, относительно "я" она
называется слухом.
19. Относительно сутей это звук, относительно
божества - (божество) сторон света.
Вторая суть Марута - воздух, относительно "я" это считается
кожа,
20. Это - осязаемое среди сутей, относительно божества -
молния это.
Третью суть называют светом, относительно "я"
называют глазом.
21. Относительно сутей - образ, относительно божества -
это Солнце.
Нужно знать, четвёртая суть - вода, относительно "я"
её языком называют.
22. Относительно сутей - вкус, относительно божества -
это Сома.
Земля, пятая суть, относительно "я" называется носом.
23. Относительно сутей - запах, относительно божества -
это Ваю*.
Отношение сутей по этим трём отделам изложено
согласно преданью.
24. О всех различных индриях я расскажу теперь дальше:
То, что брамины, знающие правду, называют
по отношению к "я" ногами,
25. Есть относительно сутей подлежащее хожденью,
относительно божества - Вишну.
Относительно "я" выводящими органами называется
вниз направленная апана,
26. Относительно сутей - исхожденье, относительно
божества - Митра.
Производитель во всех сутях относительно "я"
называется детородный орган;
27. Относительно сутей - это семя, относительно божества -
Праджапати.
То, что люди, знающие "я", называют относительно "я"
руками,
28. Есть относительно сутей дело, относительно божества - Шакра.
Та, что воздаёт хвалу всем богам, относительно "я"
называется речью,
29. Относительно сутей - подлежащее высказыванию,
относительно божества - Вахни;
О приводящем в движение пять сутей
относительно "я" говорится манас;
30. Относительно сутей - намерение, относительно
божества - Чандра (месяц).
Аханкара относительно "я" есть то, что творит самсару,
круговорот жизни;
31. Относительно сутей это переоценка себя, относительно
божества - это Рудра.
Преодолевающий шесть индрий относительно "я"
называют буддхи;
32. Относительно сутей - подлежащее осмысленью,
относительно божества - Брама.
Три области для существ, четвёртой не бывает:
33. Почва, вода и воздух; а видов рожденья - четыре:
Рождение от яйца, от корня, от выпота и от последа.
34. Признак этого множества существ - четвероякое рожденье;
Помимо летающих есть существа иные,
35. Признаваемые яйцерождёнными, они из воды выползают.
Черви, также подобные им существа рождаются из пота.
36. Это второе рожденье называется низшим*.
Те, что рождаются со временем пробивая землю,
37. Называются произрастающими существами, лучшие
брамины.
Двуногие, многоногие, пресмыкающиеся,
38. Разные существа называются рождёнными от последа,
о лучшие брамины.
Следует твёрдо знать: двояко вечное лоно Брахмо:
39. Изнурение плоти и чистое дело*, так познавшие учат.
Следует знать: различные дела, распростёртые
пред ликом То* - дары, жертвы,
40. Чистое обучение молодёжи - так учат старцы.
Кто это знает сообразно закону, дваждырождённые,
тот приобщённым* да будет.
41. Постигшие это от всех грехов свободны.
Первым возникло пространство (акаша), относительно
"я" его называют ухом.
42. Относительно сутей - звуком, относительно божества
(владыкой) сторон света.
Вторым возник воздух, относительно "я" он именуется
кожей;
43. Подлежащим касанию относительно сути, относительно
божества он молнией (зовётся)
А третий есть свет, относительно "я" его здесь называют
глазом,
44. Образом - относительно сути, относительно божества -
солнцем.
Четвёртая есть вода, относительно "я" её языком называют;
45. Месяцем относительно сутей, относительно божества -
водой, так следует ведать.
Так я сообщил, что относится к "я", досконально;
сообразно закону
46. Вы приняли это знанье, о познавшие дхарму;
От (меня) постигшего чувства, предметы чувств и пять
великих сутей;
47. Всех их нужно собрать и в манасе сосредоточить.
Если полностью погублен разум, не предвидится
благоприятного рожденья:
48. Существам, преисполненным знанья (принадлежит)
такое счастье, мудрые так полагают.
Дальше я возвещу о поглощающем, обусловливающем
утончённое бытие, покое,
49. Который благостью или суровостью во всех существах
(возникает).
На одно устремлённое (поведение), непревосходимое,
непривязанное к качеству качеств -
50. Называется пребыванием в Брахмо, единственным
местом счастья.
Знающий ото всего отвлекает желанья, как черепаха
(подбирает) члены.
51. Счастлив всегда бесстрастный муж, ото всего свободный,
Самообузданный, победивший жажду, укротивший
желанья, самоуглублённый;
52. Ко всем существам сердечный, дружелюбный, он годен
для бытия в Брахмо.
Подавив индрии, повсюду стремящиеся к предметам,
53. Людные места покинув, огонь высшего Атмана
возжигает муни.
Как огонь поддерживаемый дровами, великий свет являет,
54. Так, при удержании чувств является Махан-Атма.
Когда (человек), успокоив себя, все существа в своём
сердце видит,
55. Тогда, озаряя себя своим светом*, в своём тайном он
постигает непревосходимую тайну.
Его видимость - огонь, его текучесть - вода, его
осязанье - ветер,
56. Земля - его страшная, липкая накипь*, его
слышимость - пространство,
Окружено пятью потоками (чувств), преисполнено
болезнями, горем,
57. Девятивратно, образовано из пяти сутей, обитаемо
двумя божествами*,
Страстно*, невзрачно, состоит из трёх гун и трёх
соков (дхату),
58. Обуреваемо сомненьями*, неразумно тело; такова
достоверность.
Везде, во всём мире с ним трудно справляться; оно
прибегает к покровительству саттвы*.
59. В круговороте времени оно обращается в этом мире,
В океане ужасном, несказанном, огромном, известном
как заблужденье;
60. Нужно его уничтожить, отвергнуть, бессмертный мир*
постигнуть нужно.
Вожделение, гнев, страх, жадность, коварство,
неправедность, несправедливость -
61. Всё это, труднопокидаемое, нужно покинуть, обуздав
чувства;
Кто победил их в мире, состоящем из трёх свойств
и пяти соков (дхату),
62. Тот, пребывая в небе, бесконечности достигает.
Пять индрий образуют склон, по нему многоводным
(потоком) стремится манас;
63. Этот поток впадает в море заблуждения, похоти, гнева;
побороть их должен
Свободный ото всех пороков; тогда запредельное он увидит;
64. В манасе манас замкнув, на Атмана в себе взирая,
Всё познав во всех существах, он Атмана в себе находит.
65. То там, то здесь в единичного или во множественного
превращаясь,
Достоверно он прозревает образы, как светильник его сто
светильников зажигает.
66. Он и Вишну, и Митра-Варуна, и Существ Владыка,
Он Творец, Устроитель, Владыка вселикий.
67. В сердцах всех существ проявляется Махан-Атма,
Его всегда восхваляют сонмы певцов, суры, асуры,
пишачи, предки,
Птицы, толпы ракшасов, толпы бхутов и все великие риши.
Так в святой Махабхарате,
в книге "Жертвоприношение коня",
в книге "Анугита" гласит 42 глава -
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ


Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Заходов на страницу: 1449
Последний заход: 2021-01-11 22:31:15