Глава 39
Брама сказал:
1. Нельзя говорить о гунах по отдельности о каждой:
Нерасторжимы качества - саттва, раджас, тамас;
2. Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;
Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь.
3. Поскольку саттва вращается, постольку и раджас,
в этом нет сомненья.
Постольку говорится о тамасе и саттве, постольку
о раджасе также.
4. Неразлучные спутники, они совместно свершают
дорогу,
Совместно они вращаются, как причина и не причина.
5. О них, наплывающих друг на друга, взаимодействующих,
вращающих друг друга,
Следует сказать, как они превозмогают и отовсюду
вытесняют друг друга.
6. Где превозмогает тамас, там утверждается животное
существованье.
Мало там познаётся раджас, а саттва и того меньше.
7. Где превозмогает раджас, там бывает среднее положенье:
Мало там познаётся тамас, а саттва и того меньше.
8. Когда превозмогает саттва, образуется восходящий
поток, восхожденье,
Там мало познаётся тамас, а раджас и того меньше.
9. Саттва есть лоно преображенья и просветления индрий,
Ибо нигде нет лучшего устоя, чем саттва.
10. Вверх идут пребывающие в саттве, страстные
находятся посредине,
Сопряжённые с худшим свойством, вниз идут тёмные люди.
11. Тамас преобладает в шудрах, в кшатриях - раджас,
саттва - в браминах.
Так распределяются в трёх кастах эти три гуны.
12. Хотя они и совместно движутся, но издалека видны
По отдельности: тамас, раджас, саттва, так мы слыхали.
13. При виде восходящего солнца злодеев охватывает трепет;
Несчастные (путники) перегреваются в зное под солнцем;
14. Солнце по преимуществу саттвично, но тёмны злодеи.
А мучимые зноем странники считаются свойства раджас.
15. Солнце саттвично сияньем, (но его) зной - от свойства раджас,
А прохожденье через узлы (затмений) признать нужно
тёмным.
16. Так во всех светилах вращаются свойства
То здесь - то там, то так - то этак они сменяются
в движеньи.
17. В существах неподвижных, в животных преобладает тамас.
Раджас их изменяя (возносит), их жир саттвичен.
18. День также нужно знать трояким, ночь признают троякой,
Также сумерки, месяц, полумесяц с их временами года.
19. Трояко даются дары, свершаются жертвы, (трояка)
наука,
Трояки миры и боги, путь также нужно знать трояким.
20. Прошлое, настоящее, будущее, закон, цель, вожделенье
Из трёх свойств состоят - прана, апана, удана;
21. Преходящие, они вращаются то там - то здесь, то так -
то этак.
Из трёх свойств состоит всё, что есть в мире.
22. Три гуны, вращаясь, (остаются) непроявленными
постоянно,
Таково непрестанное творчество свойств - саттвы,
раджас, тамас.
23. Непроявленное (свойство) тамас есть обитель благого
(саттва), раджас есть вечное лоно.
Произрождение, изменение, кончина, возникновенье,
- Основа (прадхана).
24. Непоколебимое, вечное стойкое, без прибавления, без ущерба.
Бытие-небытие всё это трояко непроявленное
распределено по свойствам:
25. Воплощённые мужи, размышляющие о Высшем Атмане
имя (его) да познают.
Кто знает суть непроявленного, имён и гун
и к отрешённости* дорогу,
Освободясь от тела, безболезненно освобождается
от свойств, зная сущность обособления.
Так в святой Махабхарате,
в книге "Жертвоприношение коня",
в книге "Анугита" гласит 39 глава -
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ