Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Смирнов Б.Л.

Махабхарата IV. - Беседа Маркандеи. Эпизоды из книги III, XIV. Книги: XI, XVII, XVIII

// Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1958г., 676 стр
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Описание
Отзывы
Предисловие
Введение
Беседа Маркандеи

Анугита

Книга о женах
Великий исход
Вознесение на небо
Примечания
Толковый словарь
Вверх

АНУГИТА


16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51
Глава 36

Брама сказал:
1. Тот непроявленный, неисчерпаемый*, всепроникающий
и постоянный
Девятивратный кремль* подобает знать, трёхгунный
из пяти влаг состоящий.
2. Его окружают одиннадцать индрий с манасом,
сущность которого - распознаванье.
Повелительница в нём буддхи, таков этот превосходный
одиннадцатичленный* город.
3. Три потока туда стремятся снова и снова,
Они состоят из гун, катятся проникнутые праной.
4. Тамас, раджас и саттва называются эти свойства
(гуны);
Они сочетаются друг с другом, друг из друга возникают,
5. Сталкиваются друг с другом, одно за другим вращаясь,
Перекрывая друг друга; из пяти соков (дхату)
состоят те свойства.
6. Тамас сочетается с саттвой, саттва сочетается с раджас;
Также раджас с саттвой и сочетается саттва и тамас.
7. Когда подавляется тамас, тогда возрастает раджас;
Где подавляется раджас, там возрастает саттва.
8. Мрак присущ свойству тамас, оно тройственно
качеством, известно как заблужденье;
Признак его - беззаконие, постоянно (присущее)
злодеям*.
9. Деятельность по сути называется (свойством) раджас
причиняющим измененья;
Развиваясь во всех существах, оно заметно по признаку
возвышенья.
10. Ясность во всех существах, благочестие, лёгкость -
Таков образ саттвы; лёгкость с праведностью схожа.
11. Суть этих гун подлежит изложенью и доскональному
обоснованию;
В общем и частном, сообразно действительности,
я расскажу. Постигни это.
12. Заблуждение, неведенье, непредприимчивость
в деятельности, скупость.
Сонливость, упрямство, малодушье, презренье к добру,
горе, жадность.
13. Отрицанье, забывчивость, незрелость, слепота,
безрассудность, распутность - вот поведенье
худшей гуны.
14. К исполненному, неисполненному пренебреженье,
пренебреженье к незнанью, знанью,
Недружелюбность, извращённость, неблагочестие,
заблужденье,
15. Непрямодушие, обособленность, худоумие, злодейство,
Тяжесть, несдержанность, безволие, неповоротливость,
коварство -
16. Вот перечислены тамаса свойства; есть и другие
свойства, причисляющиеся к той же (гуне)
в природе этого мира.
17. То там, то здесь подавляются все эти тёмные свойства.
Те, что постоянно противоречат Ведам, порицают
браминов,
18. Проявляют скупость, гордость, заблужденье, нетерпеливость,
Корысть, те существа считаются окутанными тьмою.
19. Незакономерные дары, незакономерные начинанья,
Незакономерное вкушение пищи под воздействием
тамаса бывают.
21. Подобные этому здесь в мире злодеи,
Люди преступные, они все считаются тёмного свойства.
22. Я назову тебе лона, предназначенные тем злодеям:
(Их удел) состояние ниспадения, животное состоянье,
23. В недвижных растениях, рогатом скоте, в упряжных
животных,
В хищниках, пресмыкающихся, змеях и птицах,
24. В существах из яйца рождённых, в четвероногих.
(Они рождаются) с дурными болезнями, безумными,
глухими, немыми;
25. Погружённые в тьму, дурного поведенья, своих дел
они отмечены знаком;
Ниспадающие, тёмные, они (ещё глубже) погружаются в
тамас.
26. Как они извлекаются вверх, я объясню теперь дальше,
Как чистыми делами они мира праведных достигают.
27. Приняв иное направленье, они возрастают (своими)
делами,
И (силой) от своих дел отказавшихся браминов*,
желающих блага,
28. Очищаясь, они восходят, подвизаясь вместе с миром,
И вступают в небо богов; так сказано в Ведах.
29. В иное направленье попав, вразумляясь своими
делами,
Они вновь становятся людьми, возвращаются к дхарме
снова.
30. (Сначала) попав в дурные лона, косноязычные, немые,
(Затем) они других каст достигают, поднимаясь
выше и выше;
31. Перейдя через лоно шудры и другие тёмные лона,
(Хотя) они в средний поток вступают, но сохраняют
тёмные свойства.
32. Пристрастие к наслаждениям - великое заблужденье;
так указует Преданье;
В этом заблуждаются, желая счастья, риши, муни, боги.
33. Тьма, заблуждение, великое ослепление, затемнённость
называются злобой;
И смерть есть ослепление, затемненье; гнев считается
тёмным*.
34. По кастам, свойствам, рожденьям досконально
Всё это, певцы, о тамасе возвещено согласно закону.
35. Кто, праведный, постигает это? Кто правильно видит?
Вот признак тёмного: это тот, кто на недействительное,
как на действительное смотрит.
36. Свойство тамаса разносторонне разъяснено, соответственно
сказано, насколько простирается тамас.
Человек, знающий об этих свойствах, всегда освобождается
от качеств мрака.
Так в святой Махабхарате,
в книге "Жертвоприношение коня",
в книге "Анугита" гласит 36 глава -
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ


Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Заходов на страницу: 1473
Последний заход: 2021-01-10 19:58:01