Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Смирнов Б.Л.

Махабхарата IV. - Беседа Маркандеи. Эпизоды из книги III, XIV. Книги: XI, XVII, XVIII

// Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1958г., 676 стр
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Описание
Отзывы
Предисловие
Введение
Беседа Маркандеи

Анугита

Книга о женах
Великий исход
Вознесение на небо
Примечания
Толковый словарь
Вверх

АНУГИТА


16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51
Глава 35

Арджуна сказал:
1. То высшее Брахмо я хотел бы знать, о нём благоволи мне
поведать,
Утончённому (познанию) радуется моя мысль по милости владыки.

Сын Васудэвы сказал:
2. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют:
Беседу об освобождении, вопросы ученика великому гуру.
3. Некоего брамина с отточенными* обетами, занятого
наставленьем*,
Разумный ученик спросил: "Что есть благо, врагов крушитель?*
4. К благу стремясь, я припадаю к владыке
И голову склоняю, певец; что подлежит сообщенью
скажи мне".
5. Тому вопрошающему ученику, сын Притхи, учитель ответил:
"Всё тебе возвещу, в чём у тебя есть сомнение, дваждырождённый".
6. После слов учителя, лучшего из гуру, учителя любимец
Как вопрошал, сложив руки, это узнай, многомудрый.

Ученик сказал:
7. Откуда я, ты откуда? Эту высшую истину открой мне!
Подвижные и неподвижные существа как родились?
8. Чем живут существа, каков их крайний возраст?
Как праведные разъясняют, певец, что такое истина, что тапас,
что гуны?
9. Какие благие пути бывают, что такое счастье, несчастье?
Эти мои вопросы, благообетный владыка, разъясни досконально.
10. Благоволи разъяснить здесь, сообразно истине, певец-риши,
Ибо никто иной, кроме тебя, на эти вопросы ответить не может.
11. Говори, беспредельна моя любознательность, из знающих
лучший,
Чтобы ты, преуспевший в законе, в освобожденьи, в мирах был
воспет, владыка!
12. Не видно другого, способного разрешить сомненья -
Мы страшимся самсары, желаем освобожденья.

Сын Васудэвы сказал:
13. Ему прибегшему, вопрошающему, как должно,
Ученику, обладающему (добрыми) свойствами, достигшему
мира,
14. Следующему как тень (за учителем), прилежному послушнику
На те вопросы ответил мудрый, твёрдый в обетах.

Гуру сказал:
15. Вся эта, блюдомая высшими ришами, изречённая Брамой,
В истине бытия пребывающая, согласная с Ведами мудрость,
16. Есть знание высшего Брахмо, отречение и высшее умерщвление
плоти.
Кто неизреченную сущность знания решительно постигает
17. И во всех существах пребывающего Атмана, тот считается
вездесущим.
Кто, знающий, совместное и раздельное существование видит,
18. А также единственность и множественность, тот полностью
от страданий свободен.
Кто ничего не желает, ни о чём не мечтает,
19. Тот уж в этом мире бытию Брахмо причастен.
Обладающий знаньем основы* и сущность свойств всех существ
постигший,
20. Без собственности*, без самости освобождается, в этом нет
сомненья.
Огромно (дерево)*, возникшее из семени непроявленного*; его
подножие* - буддхи;
21. Великая основа личности - его ствол, индрии - побеги и
дупла*,
Великие сути* - развилки, особенности* - разветвленья;
22. Всегда оно производит привлекательные плоды, цветы, листья;
Это обитель существ, вечное семя Брахмо!
23. Знающий дерево и таттвы, мечом высшего знанья
Срезав его, получает бессмертие, отвергнув смерть и рожденье.
24. Объемлющий прошлое, настоящее и будущее, удостоверяющий
цель, закон и желанье,
Вполне известный сонмам совершенных, несомненный, вечный,
25. Высочайший ныне я тебе путь возвещу, о многопознавший;
Постигнув его, разумные уже здесь достигают совершенства.
26. Некогда вместе сошлись ищущие познания риши:
Праджапати, Бхарадваджа, Гаутама, Бхаргава,
27. Васиштха, Кашьяпа, Вишвамитра, Атри,
Прошедшие все пути, изнурённые своими делами.
28. Сурового риши Ангираса во главе поставили те брамины.
В обители Брамы они желали узреть безгрешного Браму.
29. Ему, счастливо пребывающему, Махатме поклонились великие
риши
И, преисполненные смиренья, вопросили о высшем благе:
30. - Как нужно выполнять благое дело, как стать от грехов
свободным,
Каков благой наш путь, что есть истина, что злодеянье?
31. Как достигаются два пути деятельности: северный, южный?
Возникновенье, бытие и гибель существ как происходит?
32. Что сказал Предок на слова лучших муни -
Я теперь возвещу, внимай, ученик, как это было.

Брама сказал:
33. Недвижные и подвижные существа родились от Правды;
Подвигом они живут, благообетные, это знайте.
34. Свей деятельностью они развиваются, вступив в своё лоно.
Истина, сопряжённая с гунами, пять признаков носит.
35. Высшая истина есть истинное Брахмо; истина есть существ
владыка;
От истины родились существа, этот преходящий мир возник
Правдой*.
36. Поэтому певцы, пребывающие в правде, постоянно устремляются
к йоге.
Преодолев гнев, самообузданные, они предаются подвигу, долгу;
37. Обуздывая друг друга, они преданы Ведам, живут по закону;
О них возвещу, о вечных хранителях мира,
38. О четверичной науке*, о кастах, и особенно о четырёх ступенях
жизни.
Единой дхармы четверичный путь мудрые называют вечным.
39. Брамины, я путь возвещу вам благой, ведущий к покою,
Постоянный, древних мудрецов приведший к Брахмо,
40. Вам, о высшем, труднообъяснимом пути меня вопросившим.
Постигните, причастные великой участи, полностью высшую
Обитель
41. Ступень брахмачарья первой зовётся из (жизненных ступеней)
ашрама;
Состояние домохозяина - второй; отшельничество же в лесу -
третьей.
42. Затем следует высшая ступень, касающаяся Атмана,
так знайте.
Свет, пространство, солнце, ветер, Праджапати, Индра
43. Не постигают высшего Атмана, поскольку его не созерцают.
Я возвещу для этого способ - древние его разумели
44. Муни, питающиеся плодами, корнями, воздухом - обитатели
леса.
Предписывая отшельничество для трёх (каст) дваждырождённых,
45. Ступень домохозяина должны соблюдать все касты*.
Признак благочестия - почитание предков*, так мудрые
считают.
46. Так объясняется путь "дэваяна", по нему ступая
Праведные, мудрые (своей) деятельностью прокладывают мост
к Основе (дхарме).
47. Также кто иначе* подвизается в долге, заострив обеты,
Со временем постоянное возникновение и закат существ
прозревает.
48. Теперь, с надлежащим обоснованием, я скажу о таттвах:
Они пребывают* в (соответственном) распределении во всех
предметах.
49. Великий*, как проявленный Атман, принцип личности* также,
Одиннадцать индрий и пять великих сутей*,
50. Пять особенных свойств (этих) сутей - вот постоянное
проявление -
Вот двадцать четыре таттвы и одна, перечисленные в Санкхьи.
51. Кто знает все таттвы, их возникновенье, исчезновенье,
Тот, мудрый среди существ, не идёт к заблужденью.
52. Кто, сообразно действительности, познал все таттвы с (их)
божествами и гуны,
Тот сдувает (с себя) грехи, освобождается от уз и чистые миры
вкушает.
Так в святой Махабхарате,
в книге "Жертвоприношение коня",
в книге "Анугита" гласит 35 глава -
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ


Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Заходов на страницу: 1440
Последний заход: 2021-01-10 21:23:28