Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Смирнов Б.Л.

Махабхарата V, часть I - Мокшадхарма (Основа освобождения), часть II - Нараяния. Кн. 12, гл. 174-367, шлоки 6457—13943

//Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1961г.
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Описание
Отзывы
Оглавление
Предисловие
Описание рисунков

Мокшадхарма

174-181
182-197
198-200
201-206
207-209
210-217
218-219
220-222
223-228
229-230
231-255
257-259
260-261
262-266
267-268
269-271
272-275
276

277-280

281
282-283
284-286
287-288
289-290
291
292-300
301-303
304-310
311
312-320
321
322
323-335
Нараяния
Примечания
Толковый словарь
Литература
Список сокращений
Вверх

БЕСЕДА МАНДАВЬИ И ДЖАНАКИ

(Кшатрий поучает брамина)

277 | 278 | 279 | 280


ГЛАВА 280

(9990-10024)

Юдхиштхира сказал:
1. "Счастливые, богатые", - так о нас говорят все люди,
Но существует ли человек больше, чем мы, несчастный?
2. Превознесение миром мы приняли как несчастье, превосходный куру,
Среди людей от самих богов рождённые, Прадед.
3. Когда же мы сможем свершить отреченье, признаваемое за страданье?
Ведь (истинное) страдание - это пребывание воплощённых в (теле), превосходный каурава,
4. Те, что от семнадцати* и от пяти* причин свободны,
От восьмёрки* предметов чувств и гун, превосходный каурава,
5. Не возвращаются к существованию молчальники, заострившие обеты.
Когда же и мы уйдём, покинув царство, великий подвижник?

Бхишма сказал:
6. Вечного нет ничего, вселенная есть (поле) борьбы* предметов чувств, махараджа!
Здесь нет ничего непреходящего, (ведь) известно, что перевоплощение существует.
7. Ведь ты не думаешь, раджа, что этот порок (вселенной) случаен*,
(Ценою усилий), знатоки дхармы, со временем вы достигнете (отреченья).
8. Над добром и злом воплощённый никогда не властен;
Кроме того, возникающая (в нём) тьма мешает, раджа;
9. Как (очищенный) влажный ветер запыляется снова
Мышьяковой (красной) пылью и краска, проникая, видна повсюду,
10. Так воплощённый, окрашенный плодами дел, окружённый тьмою,
Сам по себе бесцветный, окрасившись, странствует из тела в тело.
11. (Но когда) возникшую от незнания тьму человек знанием удаляет,
(Когда) он её прогонит, тогда (ему) воссияет вечное Брахмо.
12. (Оно) не достигается прилежанием*, так говорят освободившиеся и муни,
Почитаемые тобой, людьми и бессмертными, поэтому не успокаиваются сонмы великих ришей.
13. Царь, сосредоточенной мыслью внимай, что некогда спел об этой цели
И как поступил дайтья Вритра, свергнутый с царства,
14. Лишась победы, союзников, лишась власти, Бхарата;
(Опираясь) только на разум, он средь врагов пребывал беспечальным.
15. Утратившего царство Вритру некогда, приблизясь, спросил Ушанас:
"Теперь, когда ты побеждён, не впал ли ты в отчаяние, данава?"
16. "Я разрешил сомнение правдой и умерщвлением плоти;
Приходу-уходу существ я не радуюсь и не печалюсь.
17. Теснимые временем души (дживы) погружаются в преисподнюю против воли,
А небожители все блаженствуют, так мудрые утверждают.
18. Исчерпав свой срок, существа, теснимые Калой,
В остальное время возникают снова и снова.
19. Души (дживы), пройдя через тысячи лон животных,
Связанные узами вожделения, принуждены ниспадать в адскую бездну.
20. Я не знал, что так надлежит блуждать душам;
Но "Каково дело, таково воздаяние", - так Писание указует.
21. К (существованию) животному, адскому, человеческому, божественному переходят (души),
Сперва проскитавшись в счастье-несчастье, в приятном и неприятном.
22. Весь мир проходит, связанный законом смерти;
Все существа всегда идут дорогой, пройденной ими раньше,
23. Исчисляемой мерой времени, ведущей к произрождению и возникновенью".

Бхишма сказал:
24. Так говорящему (Вритре) возразил владыка Ушана:
"Ты мудр, дружок, так почему же говоришь пустые речи?"

Вритра сказал:
25. Тебе и другим разумным (людям) достоверно (известно),
Что, желая победы, некогда я совершал великое умерщвление плоти.
26. Присвоив запахи, вкусы различных существ, (мной) убитых*,
Я в трёх мирах благоденствовал, могуществом своим превозносился.
27. Лучистым венцом обрамлённый, я властвовал в поднебесье;
Непобедимый для всех существ, я никогда не испытывал страха.
28. Умерщвлением плоти достигнув божественной власти, я погубил её своими делами;
Оставаясь твёрдым, я поэтому не скорблю, владыка.
29. Некогда вместе с махатмой, воинственным Индрой,
Я видал святого властелина Хари-Нараяну,
30. Вайкунтху, бесконечного Пурушу, пресветлого, вечного Вишну,
Камышеволосого*, русобородого, всех существ Предка.
31. Но всё же того умерщвления плоти остаток (плода) сохранился поныне;
И вот о воздаянии за поступки хочу вопросить тебя, владыка.
32. В какой варне пребывает божественная власть, великое Брахмо?
Как это высочайшее божественное владычество может исчерпаться?
33. Почему живут существа? Как они вновь продолжают развиваться?
Достигнув какого высшего плода, джива пребывает вечно?
34. Какой деятельностью или каким познанием возможно
Такого плода достичь? Это, певец, благоволи мне поведать".
35. Так он сказал. Как тогда отвечал тот муни об этом, лев-раджа,
Вместе с братьями слушай рассказ мой, сосредоточив вниманье.


ТАК В СВЯТОЙ "МАХАБХАРАТЕ", В КНИГЕ "УМИРОТВОРЕНИЕ",
В КНИГЕ "ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ" ГЛАСИТ 280 ГЛАВА -

ПЕСНЬ ВРИТРЫ




Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Махабхарата
Заходов на страницу: 1253
Последний заход: 2017-10-15 22:33:28