Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Смирнов Б.Л.

Беседа о сохранении индивидуального сознания после смерти

Беседа записана одним из участников 21 января 1949 г.
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Смирнов Б.Л. - Сокровенное
Описание
Отзывы

Беседа о сохранении индивидуального сознания после смерти

 6 кб
Вверх
На днях мне задали вопрос: "Сохраняется ли индивидуальное сознание после смерти?" На этот вопрос нельзя ответить в состоянии нашего обычного сознания. Это или "знается", или нет возможности ответить теоретически. Всякий теоретический подход к решению этого вопроса оказывается несостоятельным, потому что здесь дело не в теории.

"Любовь есть победа над жизнью и смертью".

"Жизнь (с маленькой буквы) есть суета, майя. Чтобы приблизиться к вечной Жизни, надо победить эту жизнь. Победа над жизнью возможна только через любовь, также как победа над смертью, ибо только любовь может разрешить проблему сохранения индивидуального сознания после смерти. Адвайтисты учат, что сознание едино, что нет двойственности, что двойственность - иллюзия, а потому нет и любви. Любовь возможна там, где сохраняется единомножество (диалектическое): "Я" и "Ты". Если есть субъект и объект, сохранена возможность любви. Поскольку совершается единение субъекта и объекта, их слияние, постольку существует и любовь. Это диалектический момент - и "да", и "нет" в одном. Объект существует постольку, поскольку есть стремление к единению, слиянности. Об этом говорят вишнуизм, тантризм... Это и есть разрешение вопроса о Едином и Единственном.

В Христианстве понятие о единомножестве, о слиянности замаскировано в учении о единении с Христом в едином теле Христовом. Любовь есть тот принцип, который утверждает сохранение индивидуального сознания именно ради сохранения принципа любви. Бхакты говорят: "Я предпочитаю есть сахар, а не самому стать сахаром". (Рамакришнa) - я хочу любить Бога, а для этого - сохранить свою индивидуальность, а не самому стать Богом. Христос говорит: "Да будут все едины, яко же Отец и Сын едины. Я в вас и вы во Мне. Я в Отце моём, Я и Отец - одно".

Конечно, для рационалиста любовь - весьма слабый аргумент для доказательства сохранения индивидуального сознания после смерти.

"Любовь есть победа над жизнью и смертью" - доказать это утверждение нельзя, его надо пережить во всей его диалектичности в духе. Другой подход к решению этого вопроса даёт Кант (с точки зрения проблемы ценности): "Две вещи говорят мне о вечности: звёздное небо надо мной и моральный закон внутри меня". Раз существует вечный моральный Закон, существует возможность его реализации. Раз закон безусловно вечен, то возможность его реализации безусловно вечна. То, что Кант называет "категорическим императивом", безусловным велением морального закона, заставляет предполагать безусловного и вечного реализатора этого закона. Вечность - прорыв к трансцендентальному, превосходящий феноменальное. На этом Кант и строит своё утверждение вечности. Мне кажется, что это рационалистическая формулировка того же закона любви. Закон моральной ценности - закон любви.

Софистика, которую унаследовали марксисты, отрицает безусловность морального закона, утверждает его относительность. У каждого общества - своя мораль (см. Каутский "Мораль дикаря"). Против этой софистики боролся Кант - он говорит, что нужно найти формулу, которая выражала бы постоянную, неизменную формальную сторону ценности, а не материально-конкретную, апостериорную формальную ценность, которая всегда будет относительной. Кант формулирует категорический императив: "Не делай никогда другому того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе другие". Формулировка Канта чисто формальна, не даёт никакого конкретного содержания. Это парафраз Евангелия: "Делай другим то, что ты хотел бы, чтобы тебе делали другие". Но Евангелие даёт и более конкретную, более высокую формулировку: "Слушай Израиль: Господь Бог твой есть Бог Единый, возлюби Его всем сердцем твоим, всем разумением твоим, и ближнего своего возлюби, как самого себя". Этот принцип единства гораздо динамичнее, чем сухая, выхолощенная формула Канта, формула Отца без Матери, а следовательно и не Отца, так как Отец без Матери немыслим.

Формулировка же Бхакти, Евангелия гораздо сильнее; она имеет реальное живое содержание, реальную живую силу, которая "есть", как непосредственная данность, любовь - аксиома, из которой исходят доказательства, а не она подлежит доказательству. Бог - или аксиома, или его приходится отрицать. Определяя и доказывая, мы идём к неизвестному, опираясь на первичное, известное нам. Доказать Бога можно только через Бога, то есть через то, что первее Его - получается порочный круг в доказательстве, и задача остаётся неразрешённой. Вот почему я не люблю говорить о таких вещах. Я уже столько раз осекался, не видел возможности говорить о Реальном. Надо иметь Реальное, чтобы говорить о Нём, и надо иметь "уши", чтобы слышать о Нём. Кто хочет есть, должен протянуть руку, взять еду и есть. Рассуждением о белках, жирах и углеводах не насытишься. Кто хочет реализации бессмертия, должен реализовать его в себе. Иного пути нет и быть не может. Это бесконечно трудно, но цель так огромна, что требует огромных усилий для достижения её. И разве цель не стоит их? Для решения всякой задачи требуется приложение адекватной силы. Где адекватная точка здесь? "Если я любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал бряцающий ". Это всё ещё не то. Я должен свести бесконечное к точке, к своему "я", я должен отдать всё своё "я" ("Если кто хочет сохранить душу свою в мире сeм - потеряет её..."), лишь это будет адекватно Цели. Что же это за "всё", адекватное цели? Это не отдельные чувства, способности и прочее - это "моё" ещё не всё. "Всё" - Любовь, всё существо должно быть охвачено Любовью. Рамакришна был пьян от любви, пьяным поднял на себя меч, пьяным дошёл до Матери. Бхакти учит такой любви, только она - путь к Великой Матери. Реальный опыт получается постольку, поскольку реализуется Любовь. Христианство давало не менее великие формулы Бхакти, чем Индия - "неслиянно и нераздельно" - формула Вселенского Собора и символа веры Афанасия Великого (321 г. 1-й Собор). Постижение этого решает всё.

Реальный опыт получается постольку, поскольку реализуется любовь.

Это переход к Малым Арканам - антитеза жизни, смерти, любви - решение квадратуры круга.


Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Смирнов Б.Л. - Сокровенное
Заходов на страницу: 3113
Последний заход: 2019-09-15 05:18:49