|
Глава VII.
| Шри-Бхагаван сказал: |
1. |
Мне преданный сердцем, приобщённый йоге, под Моим кровом,
Как несомненно и полно, Партха, Меня ты познаешь - внемли. |
2. |
Это знанье, его применение Я сообщу тебе полно.
Познавшему это здесь ничего иного не остаётся для постиженья. |
3. |
Из тысяч людей едва ли один стремится к совершенству,
А из стремящихся и достигших едва ли кто истинно Меня постигает. |
4. |
Земля, вода, огонь, воздух, пространство, манас, буддхи,
Основа личности - вот Моя восьмерично-разделённая природа; |
5. |
Это - низшая; но познай иную, высшую Мою природу,
Душу Живую, мощный, Она этот преходящий мир объемлет. |
6. |
Все существа - её лона, постигни это;
Я начало, конец всего преходящего мира. |
7. |
Выше Меня, Дхананджая, нет ничего иного;
Всё на Мне нанизано, как жемчуг на нити. |
8. |
Я вкус в воде, Каунтея, Я блеск луны и солнца,
Я во всех Ведах живоносное слово, звук в эфире, человечность в людях. |
9. |
Я чистый запах в земле, в огне - сиянье,
Жизнь во всех существах, Я подвижников подвиг; |
10. |
Я вечное семя существ, постигни, Партха;
Я мудрость мудрых, Я великолепие великолепных; |
11. |
Я сила сильных, свободных от вожделенья и страсти;
В существах Я закономерное влечение, мощный Бхарата. |
12. |
От Меня состоянья: саттва, раджас и тамас,
Ибо они во Мне, а не Я в них, постигни это. |
13. |
Три состоянья весь мир преходящий в заблуждение вводят,
И мир не знает Меня: вечный, Я пребываю над ними. |
14. |
Божественна Моя труднооборная, из гун состоящая майя;
Те, что ко Мне стремятся, преодолевают майю. |
15. |
Ничтожные люди, безумные, творящие зло, ко Мне не стремятся:
Они полагаются на природу асуров, их майя лишила знанья. |
16. |
Есть четыре рода праведных, чтущих Меня, Арджуна:
Страдающие, стремящиеся к знанью, стремящиеся к обладанью и мудрые, мощный Бхарата; |
17. |
Лучше всех - мудрый, неизменно-преданный, Единое чтущий.
Я мудрому дорог превыше всего, и он Мне дорог. |
18. |
Всех высоки достиженья, мудрый же Мне подобен, так полагаю,
Ибо он, преданный духом, Меня, верховного Пути достигает. |
19. |
После многих рождений мудрый Меня достигает;
"Васудэва есть всё", - так мыслит трудно-находимый махатма. |
20. |
Те же, чью мудрость уносят различные страсти, к иным богам прибегают,
Соблюдая разные обеты, побуждаемые своей природой. |
21. |
Какие бы образы с верой ни почитал поклонник,
Его нерушимую веру Я ему посылаю. |
22. |
Он ищет милости образа, укрепясь этой верой,
От него получает желанные блага, хотя они Мной даются. |
23. |
Но преходящим бывает этот плод маломудрых;
К богам идут приносящие жертву богам, но ко Мне идут Мои бхакты. |
24. |
Неразумные мыслят, что Непроявленный Я достиг проявленья,
Они запредельного, вечного, непревосходимого Моего Бытия не знают. |
25. |
Я не для всех постижим, йогамайей скрытый;
Меня, нерождённого, вечного, этот заблудший мир не знает. |
26. |
Я знаю все существа, Арджуна,
Те, что были, что есть и что будут, Меня же никто не знает. |
27. |
Влечение и отвращение рождают двойственность, Бхарата,
Все существа в этом мире она ослепляет, подвижник. |
28. |
Праведные люди, зло в себе уничтожив,
Свободные от двойственности, заблужденья, Меня почитают, стойкие в обетах. |
29. |
Кто во Мне прибежища ищет, стремясь быть свободным от старости, смерти,
Тот вполне постигает Брахмо, Высшего Атмана, Карму. |
30. |
Кто знает Меня, как Высочайшую Сущность, Высочайшего Бога, Высочайшую Жертву,
Те, верные духом, постигают Меня в час ухода. |
Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,
учении о Брахмо, писании йоги,
в беседе Шри-Кришны и Арджуны
гласит седьмая глава,
именуемая
ЙОГА ЗНАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЕГО
|