Жорж Дюмезиль, французский исследователь мифов, филолог-компаративист, занимавшийся сравнительной мифологией, в этой книге подводит итог своих многолетних исследований в этой области. В книге отсутствует материал по славянским и балтским источникам. Сопоставив мифы различных индоевропейских народов (индийцев, иранцев, германцев, римлян, греков, кельтов) исследователь пришел к выводу об изначальном трехчастном делении праиндоевропейского общества с соответствующим каждому классу особым божеством – жрецы (Зевс-Юпитер-Один-Митра-Варуна), воины (Индра-Тор-Марс-Арес), земледельцы (Фрейр-Квирин).
Теория Ж. Дюмезиля неоднократно подвергалась критике. Например, О.Н. Трубачев в
рецензии на книгу В.А. Сафронова «Индоевропейские прародины» писал:
«У меня создалось впечатление, что именно сложившиеся в науке стереотипы повлияли, в частности, на решение в книге вопроса атрибуции культуры линейно-ленточной керамики, которая, как полагает автор, не соответствует «нашим знаниям (по данным лингвистики) об индоевропейском обществе как социально-иерархизованном» (с. 67), поскольку этой иерархизации противоречит однородность домостроительства культуры линейно-ленточной керамики. Однако на это стоит возразить, что в настоящее время накопилось немало доводов, чтобы подвергнуть сомнению и критике уже праиндоевропейский якобы статус трехчастной социальной модели (жрецы, воины, земледельцы-скотоводы с возглавляющим их «священным царем»); эта культурно-историческая модель, которой наука обязана школе Ж. Дюмезиля, в последнее время вновь развертывается в труде Гамкрелидзе—Иванова. Судя по показаниям господства рядовой идеологии в индоевропейскую эпоху, вышеназванная исследовательская модель должна быть признана неоправданно модернизирующей действительные отношения. Такие понятия и термины, как '(воинская) слава', 'царь' подчеркнуто ареальны и, видимо, вторичны.»