|
«Книга дает сравнительный анализ женской одежды народов Поволжья, рассматривая одежду как один из ключей к раскрытию этногенеза. Современная национальная одежда народов Поволжья сохраняет в себе следы древних культурных связей между этническими группами, из которых сформировались современные народности Поволжья. Покрой ее отражает две этнохозяйственные структуры: охотничье-земледельческую, связанную с лесными, финскими, племенами, и степную, скотоводческую, связанную с тюркскими племенными объединениями. Обе эти культурные среды сливались в мощном государственном- образовании Булгарского царства.
Наиболее ярко элементы булгарской культуры сохранились в одежде срединной группы чуваш (анат енчи). Доказательством этого служит тесная общность чувашской и бесермянской одежды. В течение последних пятисот лет бесермяне, обитающие в удмуртской среде, никаких связей с чувашами не имели, следовательно, создание культурной общности их может быть обыскано, с наибольшей вероятностью, в общих исторических корнях — Булгарском государстве.
Сохранение в чувашской одежде и орнаментике булгарских элементов позволяет нам говорить о близости к ним дунайских болгар и македонцев. Общность эта имеется у всех народов Поволжья: македонские сокаи чрезвычайно похожи на марийские тюрики, болгарский головной убор XVII в. чрезвычайно напоминает мордовский. Эти параллели слишком многочисленны, чтобы быть случайными, — они указывают на древние историко-культурные связи предков современных народов Поволжья с предками дунайских болгар.»
|