|
В статье исследуется характер, душевный строй героических песен задунайских славян – болгар, сербов. По ходу исследования, Ю.И. Венелин пытается вскрыть характер народностей. Юрий Иванович пишет, что внутреннее состояние Грека представляет лицо Саркаста (едкая насмешка), Римлянина – беспощадного гордеца, Араба – энтузиаста, лицо Немца будет выражать удивление неразгаданному. А лицо Славянина? ... Рассматривает он также и такое явление – как ожесточение народов. Некоторые песни задунайских славян очень кровавы и это связывается Венелиным с ожесточением народа находящегося на краю постоянного выживания. Почему одни народы миролюбивы, другие мягки? Например, как пишет Венелин: «Мягкость этой Южной Руси до того было дошла, что появление одного человека, с нагайкой в руках, могло рассеять всю деревню: бывало доставало двух трех Татар, чтобы погнать в неволю целые дюжины Подольских и Галицийских Русаков». Но, приходит какой-то момент истории и мягкие и смирные народы свирепеют. У них появляется героизм, ожесточенность, бодрость духа, резкость. Но героизм разных народов проявляется по-разному. Как рассуждает Венелин, «… нарисуйте ужасное в выражении Немецкого взгляда, то в этой растрепанной голове … вы увидите высокий испуг от чертей, и ведьм, от сверхъестественного, от неразгаданного. Нарисуйте ужасное в выражении Испанца … , вы прочтете иступленную – ревность. Но возьмите исступление Задунайского Славянина, и вы увидите в его ужасном – врага. … Славянин не боится … вампира… Славянин … не ревнив… Но ему врага надобно, чтобы придти в исступление: враг, неприятель его потеха». По ходу повествования вскрываются различные интересные этнографические подробности, даются этимологии разных имен, рассуждения об истории задунайского края.
|