|
Академик Алексей Николаевич Веселовский поднимает вопрос о связи богумильской ереси с духовными стихами калик-перехожих. Вначале, автор кратко рассматривает историю дуалистических течений на Западе (альбигойцы, катары, патарены), на Востоке (манихеи, богумилы). Сюжеты некоторых былин, народных сказок, по автору, оказывается, можно найти в еретических богумильских апокрифах (которые были получены богумилами через манихеев, берущих начало в зороастризме). Например, отголоски богумильского предания о Правде и Кривде (сюжет используется Голубиной книгой), косвенно вошли в народные сказки связанные с неправедным дележом: лиса обманывает медведя, мужик обманывает медведя, неправедно деля вершки, корешки, то пшеницы, то репы, соответственно. Автор дает совершенно иной взгляд на «Голубиную книгу», чем это изложено в книге М.Л. Серякова «Рождение вселенной. Голубиная книга.». Серяков считает «Голубиную книгу» чуть ли не как славянскую Веду, покрытую небольшой христианской накипью. Веселовский утверждает иное, по нему «Голубиная книга» содержала «позднейшее наслоение православных понятий на первоначальную еретическую основу; к ней примешались, по естественному сродству, многие представления языческой старины; но какое бы место мы ни уделяли этой примеси, особенно в космогонической части ответов, в них-то всего яснее видна апокрифическая канва, по которой народное суеверие выткало свое узорочье».
|