 |
Книга, в общем-то, не очень интересная из-за приверженности В.В. Стасова теории заимствования. Но некоторые факты, изложенные им, любопытны. В 1832 году император Николай I поручил живописцу Басину написать большую картину: «Крещение России». Как пишет Стасов: «Император Николай I любил искусство, покровительствовал ему и с юношеских ещё лет своих наполнен был мыслью, что, для чести отечества, искусство должно быть в России – русским». Но, как справедливо замечает В.В. Стасов: "По капризу и примеру Петра I, Россия в продолжение всего XVIII века в деле искусства всего более заботилась о том, как бы казаться поменьше русскою и побольше иностранною…». И как было Басину изобразить русских в их самобытных одеждах 10-го века? Басин обращается к А.Н. Оленину с просьбой разрешить затруднение, в ответ на которую Оленин ответил в октябре 1832 года двумя письмами с приложением атласа рисунков. Письма Оленина озаглавлены так: «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских до нашествия татар». И вот тут заложена интрига, ведь первыми изображениями славян Оленин счел изображения на победной колонне Траяна (113г. н.э.), показывающей историю упорной борьбы римлян с даками! Стасов упоминает ещё один любопытный труд: «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной» (1881г.) В.А. Прохорова, тоже находящего соответствия славянских одежд с изображениями Трояновой колонны, а также древней Трои, античных греческих вазах и т.д. С этих посылов и начинается исследование Стасова, которое затем уходит в сторону.
|