|
Если всех представителей мировой философии рассматривать в некоторой структуре, то Чжуан-цзы - один из представителей даосизма - занимает в ней совершенно уникальное и обособленной место.
Чжуан-цзы родился во второй половине IV века до нашей эры, но его искренность и ирония не потускнели и восхищают всякого, прикоснувшегося к его творчеству. Посредником в этом соприкосновении является наш выдающийся переводчик и знаток Китая В. В. Малявин. Без его таланта не произошло бы знакомства и с Чжуан-цзы. Малявин — проводник в Лесу дао, и без его помощи и поддержки в этом Лесу легко сбиться с пути и заблудиться и увязнуть в противоречиях и парадоксах, встречаемых на каждом шагу. Ему посчастливилось войти в дух древне-китайской мудрости. И не только войти, но и быть принятым там. Удивительно и радостно, как русский человек, соприкасаясь с, казалось бы чуждой ему стихией китайского мировоззрения, да ещё столь далёких от нас эпох, как бы с лёгкостью снимает непроходимое нагромождение преград (языковых, культурных, смысловых) и русское и древне-китайское сердце бьются в унисон, и из бездн столетий восстаёт смеющийся и плачущий живой лик «безумца» Чжуан-цзы.
|