|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из III тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Астрономия или история? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Астрономия или история? 144
Если История есть наука о всех умерших поколениях, а Астрономия - наука о всех существующих мирах, то как эти две науки могут составить одну науку? Единство Истории человечества с Астрономиею, или единство Истины, блага и блаженства.
Коперниканский вопрос, разрешаемый всеобщим воскрешением.
Коперниканская наука есть ли Астрономия или История, т. е. есть ли она действительность или предположение, лишь мысль в истории человеческих представлений? Небо - не в нашей ли только мысли, когда все науки обращаются в Астрономию, т. е. небо делается предметом мысли? Действительно ли звезды - громадные миры и удалены от нас на безграничные расстояния? Если это так, то вся наша История должна занять самое незначительное место в Астрономии. Она будет Историею одного лишь из множества видов или разновидностей живых существ* на одном небольшом из бесчисленного множества громадных миров. Из всех, однако, живых существ только человек может и должен быть назван наблюдателем, созерцателем, т. е. действительным созерцателем и мнимым двигателем неба. Таково положение Истории в Астрономии.
Но, с другой стороны, вся Астрономия в Истории. Она зародилась у существа, принявшего вертикальное положение, ставшего наблюдателем, созерцателем неба*, но не ставшего еще деятелем, регулятором даже движения земли. А без этого, без регуляции движения земли, человек не может убедиться даже в ничтожестве, на которое обрекает его коперниканская наука. Для существ же, не ставших деятелями, от коих не зависит движение земли, не имеющих, следовательно, общего дела, вся История стала борьбою поклонников неба** (Востока) с поклонниками земли (Западом)***, по Птоломеевскому мировоззрению, или идолоборством и идолопоклонством, memento mori и memento vivere, двух градов - небесного и земного. Коперниканская астрономия, признавшая землю небесным телом, а небесные тела - землями, может примирить Запад с Востоком, если только это предположение может быть доказано делом, делом управления движением земли и освобождением от прикрепления к земле путем воссоздания живущих и воскрешения умерших. История в Астрономии обращает человека в ничтожество. Астрономия в Истории обращает это ничтожество в гипотезу. Но гипотеза или мысль станет действительностью, когда все бывшие и существующие созерцатели небесных миров станут их обитателями, двигателями или правителями, т. е. ничтожество человека может быть лишь доказано его могуществом, точно так же как материалистам, чтобы доказать смертность людей, т. е. материальность души (т. е. доказать, что жизнь и сознание есть продукты известной комбинации материальных частиц), нужно разложенные молекулы соединить в живое, мыслящее тело. Тогда Астрономия - совокупность всех миров - и История - совокупность всех поколений - вполне соединятся. Первая, как слепая сила, будет проявлением последней, как разумной, а вторая будет душой первой, т. е. мнимая патрофикация обратится в действительную, как осязательное доказательство истинности Коперниканского мировоззрения.
- * [займет место] странички из зоологии или даже [1 слово неразб.], которая и сама занимает в астрономии очень небольшое место. Из всех существ в зоологии только одно существо <, однако,> обращено к небу, и его отношением к небу определяется образ жизни и ход Истории, а не одним непосредственным питанием и половым чувством, но и чувством смертности и преданности отцам.
- * В этом созерцании неба были уже и вера, и знание, и искусство. Первые религии были - патрофикации с хороводами, возвращавшими Солнце к животворной весне (Солнцеводы мнимые). Первые философы были астрономы, в Патрофикации признавшие Персонификацию, т. е. отвергнувшие отцетворение и признавшие мнимость оживотворения. Из астрономии выделились все другие знания, так что соединение всех наук в Астрономии есть только восстановление их единства.
- ** Село, крестьянство - поклонник неба, Город - поклонник не неба, а земли. Город - создание блудных сынов, забывших отцов, а с ними и небо, увлекшихся земною красотой. Село - создание старшего [сына], на небо переносящее умерших отцов (патрофикация). Для города небо стало предметом мысли, тогда как для не-города оно было предметом наблюдения и созерцания. С возвращением в село астрономия станет предметом дела.
- *** Поклонение Небу выражалось не только в храмах, подобие неба носящих (Заккураты - Святые обсерватории, храмы-обсерватории), но и Кремлях, как Экбатана с ее семью разноцветными стенами и Вавилонская башня с семью ярусами, подобие семи небес носящих. Самый дальний Восток и называет себя Небесным Царством, сыном Неба управляемым, за коим открывается самый дальний Восток - Страна восходящего Солнца - Япония. Поклонение земле достигает своей высшей степени не у древних греков и римлян, а у новых европейцев во всемирных промышленно-художественных выставках. Англию и Францию в противоположность Китаю надо назвать "Земное Царство", а Дальний Запад - Америку - землею Заходящего Солнца.
- В пустыне - есть только небо, нет ничего земного, в Англии и особенно в Голландии есть только земля и нет неба, а туман.
- Борьба Юга - поклонников дневного Неба - с Севером - поклонниками ночного неба. Юг остался поклонником Птоломеевского неба, воспроизведя небо художественно, а Север сделался коперниканцем, переходя от изображения к действительности. Для Юга - захождение солнца выражает отчаяние, а для Севера с захождением ночного близкого Солнца открывается бесчисленное множество [дальних солнц.]
|