|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из III тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заметки о Канте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заметки о Канте 21
В будущем году (1904) исполнится 100 лет от смерти Канта. Кант для немецкой философии был то же, что Лютер для немецкой религии. К кантизму - как отрицанию истины - возвращается германская философия после блуждания.
По стыку сухих хронологических дат можно прочитать всю жизнь Канта, родившегося в конце первой четверти XVIII го века, прожившего с 16 ти лет до старости в Пруссии при короле-солдате, друге Петра Великого, крайнем любителе рослых гвардейцев22, - автора Вечного мира, в возможность которого он не верил.
Большое значение для жизни и образования Канта, конечно, имело то обстоятельство, что брат родился, когда ему было 11 лет, мать умерла прежде отца, когда ему было 13 лет (1737), а отец - в 1746. Кант под влиянием матери [получил] пиетическое воспитание.
Опыт или История, которую пережил Кант, началась для него на 16 году его жизни, в 1740, когда Фридрих II вступил на престол, а с ним воцарилось французское влияние, выразившееся в возвышении мещан, буржуа над дворянством и духовенством, а он сам, принадлежавший к 3 му сословию, вступил в Университет, для коих открывалась в Пруссии новая жизнь с воцарением Фридриха II го. Пиэтизм, господствовавший в Университетах, уступил место рационализму. Хр. Вольф возвращен был торжественно на свою кафедру в Галле23.
Год смерти X. Вольфа, представителя лейбницианского оптимизма, был годом начала литературной ученой деятельности [Канта.] Естествознание было первоначальным предметом его занятий. С 1854 г. начинает ряд сочинений по Естествознанию:
Совершились ли какие-либо перемены в обращении земли около оси?
Стареет ли земля?
Общая естественная история и теория мироздания
De igne
1756. Диспут по поводу Monadologie physique
Три статьи о землетрясении
О теории ветра
Новые понятия о движении и покое
Заканчивает рассуждения об оптимизме.
На другой год после смерти Вольфа - представителя лейбницианского оптимизма - последовало Лиссабонское землетрясение, потрясшее пространство, равное четырем поверхностям Европы, а затем последовало семь лет войны, распространившейся в Америке и Азии вместо соединения против слепой силы.
Для автора будущей "Всемирно-гражданской Истории" очень большое значение имел 1776 г., год объявления независимости новой мещанской республики24, которое 52 летнему Канту казалось всемирным, а не западным лишь событием, космополитическим, а не городским, гражданско-сословным, не признававшим никакого значения за подлым, т. е. крестьянским, сословием. Манифест 26 февраля 190325, посвященный почти исключительно сельской жизни, как бы игнорирующий городскую, составляет начало новой эпохи и конец старой, начавшейся в 1776 г., когда буржуа первыми создали независимое светское государство.
За 100 лет до войны Германии с Франциею, в 1770 г. вышла "Система природы" бар. Гольбаха, а Кант в этот год получил ординарную профессуру Логики и Метафизики, защитив диссертацию "De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et prinsipiis"26, в которой можно видеть зародыш всех его критик, т. е. против усилившегося материализма и эмпиризма История поставила самого и ученого, и талантливого профессора.
Но только после уже объявления независимости Северо-Американских Штатов, совпавшего с годом смерти шотландского философа Юма (1776), после даже вступления на престол Австрии Иосифа II (1778 г.) и при жизни еще Фридриха II, когда уже сошли со сцены французские философы, и Вольтер, и Руссо, и в самый год смерти Лессинга (1781), в разговоре с которым представил Канта знаменитый скульптор Раух, появилась наконец "Критика чистого разума", а чрез два года - 1783 г. - изданы "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей явиться в качестве науки". Так что можно подумать, что критика служила лишь введением в Новую исправленную метафизику. Следующие же сочинения Канта: 1784 - "Идея о всеобщей Истории* с космополитической точки зрения" (ответ на вопрос, что такое просвещение); в 1785 рецензии на идеи Гердера о философии Истории предшествовали "Основы Метафизики нравов", а в 1786 и "Метафизические начальные основания Естественных наук", что было в год смерти Фридриха II и вступления на престол Фридриха Вильгельма II. В 1788 г. обнародован религиозный эдикт Вельнера27, а Кантом изданы: "Об употреблении телеологических принципов в философии" и "Критика практического разума", восстановлявшая то, что разрушала "Критика чистого разума". Наконец 1789 г. - начало Французской революции [не дописано.]
[Нужно сказать и ] о любимой идее Канта - идее вечного мира. "Идею вечного мира" [он,] почетный гражданин Франции, написал после заключения Прусского мира с Франциею в Базеле (1795, 5 апреля).
* * *
Ошибка Канта28 и вообще философии, из сословного предрассудка происходящая, состоит в том, что Идеал теоретического разума не ставится долгом практического разума, не обращается в дело всечеловеческое, а даже оправдывается неисполнение его или - это уже самое высшее зло - требуется He-делание. Желая избавить человека от труда, Кант Бога делает орудием воли человеческой. Не признавая действительности существования Бога как. законодателя, он признает Его бытие как исполнителя воли, желаний человека.
Идеал теоретического разума для разумных и чувствующих существ не делается долгом познания и управления слепою силою мира или миров.
* * *
Кант29, подвергнув критике разум человеческий, осудил его на вечные противоречия, признал его неспособным знать истину, действительность. Мир мы знаем не каким он есть действительно, а только таким, каким он представляется нам. Из этой неспособности разума продолжатели Канта делали предмет гордости. Но если мир и не может быть не чем иным, как только таким, каким мы его представляем, то он и есть наше представление, и вот из глубины унижения, без всякого усилия и труда с своей стороны [человек] стал даже творцом или отцом мира и богов. Признание за собою такого высокого достоинства, прирожденного права не осталось в сочинениях только философов, не отличавшихся особой ясностью, а перешло в произведения поэтов и художников. Короли в Германии, также получая философское образование, как и художники, не жалели средств для увековечения этих притязаний. Мнимое достоинство человеческого рода, в особенности германского, выражено было в монументальной живописи. Мюнхен и Берлин особенно подвизались на этом поприще. Дворцы сделались Музеями. Стены дворцов стали картинами. [В Мюнхенском дворце] пять зал отведено нибелунгам, [1 слово неразб.], четыре - Одиссее, начиная от входа, где начинаются барельефные картины Шванталера и т. д. Залы Танц с танцующими гениями, кариатидами; Зала битв (1805-1815). Зала Карла Великого, зала Барберука, зала Габсбургов, наконец, Тронная, или Виттельсбахова. Hofgarten, окруженный с двух сторон аркадами с историческими фресками (из истории Баварии и сценами войны за независимость Греции) и пейзажами.
* * *
"Человеческий образ есть идеал эстетического разума"30.
Понятие об образе человеческом зависит от определения "человека", ибо слово человек означает, что он, с одной стороны, не-животное*, а с другой - не-божественное существо.
Человек есть существо, переходящее от рожденного к самосоздающему, или, вернее сказать: Бог творит человека чрез него самого (это и значит разумно-действующее или одаренное разумом и волею), т. е. люди сами делаются причиною самих себя. В этом и состоит их задача или цель, - чтобы они сами становились своим делом, своею причиною, но не последнею, не безусловною. Обращая отвлеченное, философское в видимое, осязательное, [приходим к тому,] что "Причина" оказывается Отцом или целым рядом отцов-предков, точнее, "родителей". Такое превращение или действие есть общее всех без исключения дело людей, т. е. всеобщее воскрешение отцов.
К тому же самому заключению придем, если дадим человеку наименование сынов человеческих и дочерей человеческих. - Такое название есть общее всем и необходимое, а не случайное.
Наконец, если мы назовем человека созданием Божиим и вместе подобием и образом Создателя, то этим самым укажем на его назначение и цель.
Итак, если человек есть существо разумное, действующее, которое из орудия слепой силы превращается в волю этой силы, т. е. природы; если люди - Сыны, имеющие исполнить долг к отцам как создания Триединого Бога, то почему философия, соединяющая в себе теоретический и практический разум, названа суждением, т. е. мыслию, а не действием, творением, воссозданием? Если функция, объединяющая два разума, признается "суждением", то в этом нельзя не видеть происхождения этого учения от сословия, осужденного на мышление.
------------------
Вся философия несостоятельна, если она есть мысль без дела.
Отвлеченное ложной философии истинная философия обращает в видимое, осязательное. Такое превращение мыслимого в действительное есть дело всех людей без исключения, а не одного ученого сословия, дело реальное, нравственное и религиозное.
* * *
К которой из двух критик нужно причислить это сочинение по философии Истории, рассматривающее последнюю, т. е. Историю, с точки зрения безродного, одинаково чуждого всем народам (всемирного) мещанства?31 К критике чисто теоретического разума причислить нельзя, потому что в этом сочинении природе приписываются планы, намерения, правда очень узкие, жалкие, к каким только и способно безродное мещанство. По особого рода псевдоскромности, свойственной городским нахалам (не решившись даже признать существование Бога), Кант не хочет назвать этого плана провидением. Ради скромности он впадает в нелепость, приписывая слепой силе намерение.
К критике практического разума [нельзя причислить] потому, что водворение мира не вменяется в обязанность всем людям, а предполагается только, что История, написанная в этом духе, может косвенно содействовать осуществлению мира. Но это примирение не требует братства, люди могут быть и дьяволами, только имели бы ум.
* * *
Но чтобы эти основы не были отвлеченными32, нужно было признать Бога - образцом для подражания, приближающим нас к Нему, а не Идеалом, недоступным для нас, тогда наше настоящее ничтожество не было бы безвыходным. Космологии нельзя было отделять от психологии, ибо объединение в регуляции обратило бы слепую силу первой в управляемую разумом и чувством последней.
- * т. е. Западно-Мещанской.
- * но [это слово] даже не означает и того, что он ниже или выше животного.
|