Это те, у которых поворачивается язык сказать: "На что нужно возвращение жизни тем, которых мы вытесняем, или коих мы, живущие, пережили?" Это те, которые по своему полному бездушию тот же вопрос предлагают и о своих отцах; это те, которые, признавая себя по преимуществу разумными существами, не стыдятся быть однако рабами слепой силы, силы умерщвляющей.
К сожалению, еще не явился художник, который сумел бы изобразить интеллигента во всей его наготе, так, чтобы сами интеллигенты почувствовали отвращение к себе. Отношением к делу воскрешения дают себе определение интеллигенты, свидетельствуя о себе, как о безусловно мертвых нравственно. Но не из одного нравственного ничтожества происходит вопрос: "На что воскрешение нужно?" Этот вопрос указывает и на умственное, а также и на эстетическое ничтожество; ибо воскрешение есть полнота жизни умственной, нравственной и художественной, тогда как отрицание воскрешения обращает науку в служанку купцов и фабрикантов, искусство обрекает на изображение мертвых подобий, а нравственность - на безусловный эгоизм. Пушкин, который так глубоко чувствовал вытеснение, мог ли бы спросить - "на что нужно воскрешение?" Мог ли бы он назвать и назвал ли бы жизнь "даром напрасным и случайным", если бы вопрос об объединении для действительного воскрешения был бы уже поставлен?..