Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Федоров Н.Ф.

Религиозно-этический календарь

Статьи религиозного содержания
из III тома «Философии общего дела»
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Описание
Отзывы

из II тома "Философии общего дела"

Вера, дело и молитва
Религия - культ предков и воскрешение
Еврейская суббота и христианское воскресенье
О православии и символе веры
Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма
Смысл Евангелия от Иоанна и Евангелия вообще
Молитва о всеобщем спасении
Рай или ад? Или чистилище?
Об условности пророчеств о кончине мира
Искушение по вопросу о смертной казни
Регуляция метеорическая, как исполнение молитвы "Хлеб наш (т. е., трудом приобретенный) даждь нам (т. е., всем) днесь"
Обыденное разрушение Храма; самого великого, самого святого Храма, Храма живого
Неделя о Лазаре
Вифания
В чем состоит наша "Мессиада"?
"Великая кончина" Будды и великий пяток
Гениальный разбойник
Сотник в Капернауме и при кресте
О Ренане
"Человек есть существо погребающее"
Православный погребальный обряд и его смысл
О церковно-народном творчестве, а "по-ученому" - о "местных выдумках"
К вопросу о праздновании дня Пресв. Троицы
О секуляризации как профанации
Для чего нужен календарь?
Дочь человеческая как примирительница
Порабощение творца творению в новейшем протестантизме
В оправдание...
Приговор и несколько слов в оправдание

из III тома «Философии общего дела»

XIX-ти вековой юбилей Рождества Христа - примирителя, собирателя, объединителя
Что значит поклонение младенцу?
Три дара указывают на Христа как на воскресителя
Роспись храма над могилами
Христос - мученик долга воскрешения, за исполнение этого долга пострадавший
Согласно с Церковью
Как нужно читать Евангелие?
За исключением Евангелия Никодима
По смыслу Нагорной проповеди
[Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения
Еще, паки и паки о молитве
Символ веры, согласно заповеди собирания
Вера только тогда примирится со Знанием
Дело Воскрешения, призыв к нему
Внехрамовая литургия и внехрамовая Пасха
Переход от города к селу
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию
Протестантизм есть отрицательная религия
Заметки по поводу письма Ю. Самарина к баронессе Раден
О первом нравственном соборе в Берлине
Для истинного христианства
По поводу речи Анатолия А. Спасского...
Мысли о философии религии
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан
Три ужаса
В нынешнюю Пасху редакция "Московского Листка"
Отправка послов для отыскания обряда
Упрек Православию
Великое значение внешности, внешнего выражения,...
Церковное распределение чтений
Все двенадцать Евангелий
Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка
Пасха как решение вопроса о ценности жизни
Какое участие должна принимать церковь и как должна приготовлять народ к коронационному акту?

Религиозно-этический календарь

О празднике и службе Троице, что было бы завершением богослужебного устава
Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)

Комментарии

из II тома "Философии общего дела"
из III тома "Философии общего дела"
Вверх


Религиозно-этический календарь 88,



т. е. христианский календарь во всех его видах (суточном, годовом, недельном, часовом, триодном, передвижном и неподвижном89) есть безусловно этический.
Суточный период состоит из двух литургий90, т. е. он есть братотворение чрез усыновление (или сынотворение - литургия оглашенных, или воспитание) для исполнения долга к отцам, Евхаристии (отцетворение). Литургия рождения, утренняя, и литургия невечерняя, бессмертия. Литургия оглашения, или воспитания, состоит в объединении распавшихся, взявших жизнь от отцов, для того, чтобы не было вечера, т. е. умирания отцов, а было бы возвращение им жизни, жизнь невечерняя.
Годовой период состоит из двух полугодий: ветхозаветное, дорождественское, состоящее из <двух> распадшихся (новая история) и несоединившихся (древняя история), и новозаветное91 проективное - объединение для воскрешения.
Недельный - пятидесятикратное повторение двух недель, недели страдания и смерти и недели воскресения в виде одного дня (воскресного)92.
Часовой - 1 ый час рождения и распадения, 3 ий час воссоединения, 6 ой <час> - Страдания, 9 ый смерти и полуночный - Воскресения93.
Триодный: Постная <триодь> - покаяние несоединившихся и распадшихся, т. е. объединение.
Цветная триодь - воскресение.
Минеи и Синодики или Святцы и помянники (Биографии).
Русская всемирная история, календарная.
Июль - Киевская Русь. Август - ноябрь - Московская Русь94. Сентябрь - отношение к Востоку. Октябрь -отношение к Западу.
Благодаря, конечно, влиянию профессоров и ученых вообще, в Истории всех народов, как языческих, так и народов магометанских и еврейского, отдается решительное, даже исключительное предпочтение догматической части и совершенно игнорируется внешняя, обрядовая, календарная, т. е. то, в чем наглядно выражается догматическая сторона. Следовательно, в Истории знакомят с тем, что существует в немногих головах, а в чем все участвуют, что всем известно, народное, тем пренебрегается. В деле примирения народов, конечно, гораздо большую важность имеет наружная сторона, а потому и нужно особенное внимание обратить на георгологию древних народов. Языческие календари заменялись христианскими, как храмы Юпитера заменялись храмами пророка Илии, даже на самом Олимпе. И у нас в Киеве первый храм, конечно, имел в виду заменить Перуна или Перкуна. У всех народов, даже у самых развращенных, каковы буддийские, существует обычай принесения пищи на могилы, что, конечно, имеет общий источник с христианскою Евхаристиею. Самопревозносящаяся, фанатичная, нетерпимая догматика, как богословская, так <и> философская, с презрением смотрит на внешность, т. е. на художественную часть, забывая, что она <сама (догматика)> как мысленное, мнимое, без дела лишена всякой ценности.

Христианский календарь образовался путем догматических споров христиан с язычниками и иудеями и споров между самими христианами, распавшимися на иудеиствующих и язычествующих, и потому-то календарь не сделался тем, чем он долженствовал быть, т. е. не спором, а проектом умиротворения и воссоздания, выражающимся в переходе к селу (без чего не может быть примирения) и к сельской работе, к работе всечеловеческой. Сельский календарь есть прямое выражение мирового знания и действия. Во времени сельский житель видит и чувствует проявление сил, их возрастания, упадка, восстановления. Городские календари - отвлеченные, числовые, месяцы означаются числом (сентябрь-октябрь), также и дни месяцев. Церковные - оживлены праздниками и памятями святых.

В самом празднике христиан, Пасхе, который не был понят как дело, крылся уже повод к спору. Последователи Христа, согласные, но далеко не вполне, в том, что как чрез первого человека пришла смерть на землю, так чрез второго Адама, Христа - Воскресение, не могли не вспоминать, когда наступал день новолетия (воспоминание создания мира) и особенно в 6 ой день нового лета, день сотворения Адама, его падения и смерти, не могли не вспоминать о втором Адаме, и тем более, что все учение (споры) христиан, гностиков и евионитов95 основывалось на этой параллели двух Адамов; даже самые народные предания, легенды развивались на основании того же сопоставления: народное сказание хоронит Адама на Голгофе и из древа искушения создает крест и ставит его на могиле первого человека. Место падения легенда делает и местом смерти и искупления, точно так же поступает и относительно времени. Таким образом, шестой день нового года сам собою обратился в праздник не по искусственному установлению, а по самому ходу христианской мысли96. Относительно же значения этого праздника между христианами различных толков поднялись ожесточенные споры. Для одних он был днем Воплощения, Рождения, а для других днем Крещения (первые, докеты97, не признавали человеческой природы, а вторые - божественной), а для православных этот день был праздником и Рождества, и Крещения98. Для непризнававших "Рождества" первые главы Матфея и Луки считались неподлинными.

Дальнейшим развитием христианский календарь обязан спорам, поднятым арианами, и продолжению споров с язычниками и иудеями. Учреждение особого праздника Рождества Христова может считаться самою характерною чертою царствования Феодосия и его времени99. Этот праздник установлен в видах противодействия арианам. В этом учреждении Иоанн Златоуст видел средство "заставить народ почувствовать рождение Иисуса Христа во всей его славе", т. е. перевести теоретические аргументы в наглядные, драматические. Достаточно привести "славление" Христа детьми, чтобы показать, как праздник сделался популярен. Праздник Рождества Христова, будучи противуарианским, был и противуязыческим и в особенности антиперсидским и антиманихейским, он заменял культ, поклонение солнцу и звездам поклонением Творцу солнца и звезд (Кирилл Иерус. Оглаш. 11, 21; 15, 30. Поклонение волхвов, звездопоклонников, самими звездами приведенных на поклонение Солнцу правды100). Ибо, начиная с конца II го века и даже ранее, в Римской Империи начинает распространяться культ Мифры и само языческое многобожие стремится объединиться в культе Солнца. Не одна борьба с христианством способствовала объединению языческого культа в поклонении Солнцу, но и военные успехи персов - эти новоперсидские войны101 имели большое участие в преобразовании греко-римской религии. У поклонников Солнца в Римской Империи 25 декабря - по Юлианскому календарю день солнцестояния - стал праздником рождения Солнца, так же как и каждый седьмой день был днем Солнца. Январь - месяц Солнца, а Декабрь - месяц Сатурна. Юлием был установлен культ Солнца.

Религии Востока были основаны на астрологии. Наблюдение неба было религиозным долгом жрецов. Под влиянием новоперсидских войн астрологическая религия усвоена была Римскою Империею; введено было деление года на седмицы, в коих каждый <день> был посвящен особой планете. Христианство было право, отвергая астрологические наблюдения, но было не право, не сделав астрономических наблюдений всеобщим долгом, т. е. <не сделав долгом> постепенное их введение. Задача, конечно, состояла не в том, чтобы заменить название "дня Солнца" днем Воскресения, а в обращении силы солнца (рождающей и умерщвляющей) в воскрешающую силу. Как все религии языческие объединились в культе Солнца, так в Новое время все науки могут объединиться в астрономии как предмете изучения всего человеческого рода, а история и будет изучением неба для обращения его силы в силу воскрешающую.

Если мы взглянем на поводы или на причины борьбы православных с арианами и христиан с язычниками, то ничего, кроме недоразумения, не найдем. Если бы новый календарь был проектом объединения в деле Воскрешения чрез регуляцию естественных сил, тогда непоклонение Солнцу имело бы практическое значение, а при календаре, при коем существенных внешних различий между христианами и язычниками не было, ибо и христианин вне храма обращался в молитве к небу, как и поклонник Солнца, - разница была в представлении: одни выделяли от явления причину, а другие в самом явлении чтили причину. Христианский календарь с установлением праздника Рождества Христова заменил языческий календарь. Полугодие, начинающееся обращением солнца на лето, увеличением дней, или - на языке язычников - "рождением солнца", посвящено в лице Христа новому миру, ибо на это полугодие падают два праздника Рождество и Благовещение, с коим всегда совпадал бы праздник Воскресения, если бы он не был подвижным102 (полугодие искупления). Другое полугодие, начинающееся обращением солнца на зиму, посвящено древнему миру, в лице Предтечи Иоанна; в этом полугодии празднуют его рождение (24 июня) и зачатие (24 сентября), и заканчивается <оно> неделью праотцев103 т. е. сознанием греха против отцов (полугодие покаяния). Таким образом, на все четыре главные годовые пункта, как они определены по календарю Юлия Цезаря, действительно пали четыре Евангельские события, которые имеют значение христианских праздников, на что справедливо обращает внимание Пипер104. Годовые пункты эти по календарю Юлия должны наступать за 8 дней до первого апреля, июля, октября и января; таким образом, 25 марта - весеннее равноденствие - Благовещение, 24 июня - летний поворот - Рождество Иоанна, 24 сентября - осеннее равноденствие - зачатие Иоанна Предтечи, 25 декабря - зимний поворот солнца - Рождество Христово.

В настоящее время между естественными [языческими] праздниками и христианскими уже совпадения нет и даже распадение между ними будет увеличиваться, потому что действительной связи между ними не существует, ведь не празднование [является] причиною поворота солнца. У христиан собственно есть один праздник, праздник Искупления или Воскресения; в установлении праздника Рождества выразилось торжество язычества, торжество мышления, философии над действием. Иудеи и вообще не праздновали дней рождения, как не празднуют их и в России (дни именин есть дни крещения). Календарь есть синодик, запись дней кончин, за небольшими исключениями (которые никак не могут быть объяснены христиански, ибо Рождество Христа есть рождение безгрешное). Празднование дней рождения в светском обществе - западного происхождения. Нет ничего более противоположного христианству, как пассивное воспоминание. Воспоминание может относиться только к прошедшему, и как воспоминание только оно безотрадно, ибо для пассивного воспоминания прошедшее безвозвратно. Весь календарь истинно христианский состоит из сокрушения о падении (нарушении братства и забвении отечества), т. е. <из> исследования причин падения, и <из> искупления, или восстановления братства и воскрешения. Праздник Рождества, совпадающий с увеличением дней, и праздник Пасхи, совпадающий с усилением теплоты, активно должен бы выразиться в регуляции света и теплоты, как силы оживляющей. Он, христианский календарь, совпадает не с городским (который и есть светский, языческий), а с сельским, земледельческим, заменяя только мифическое искусство действительным Воскрешением, как результатом регуляции естественных явлений. Религиозные праздники в городах еще не совершенно утратили связь с естественным календарем, тогда как светские увеселения (театр), драмы уже совершенно потеряли связь с ним; потому драмы и являются какими-то отрывками, эпизодами без начала и конца или цели.

* * *

Исторический Христианский календарь, соединяющий светское с духовным, разделяется на два периода или полугодия: Новозаветное - от 25 декабря до 30 июня и ветхозаветное - от 1 июля до 25 декабря.

Второе полугодие. Дорождественское, осеннее, ветхозаветное

1. Дорождественский пост естественно посвятить древнему и новому язычеству, старому и новому Эллинизму, т. е. Древней и Новой Истории Западной Европы, или ближнего Запада. Называя Новую Историю язычеством, мы хотим сказать, что то, что называется Светскою Историею, есть также религия, только религия языческая, т. е. идео- и идололятрическая. Противники классицизма в своей ненависти к нему доходят до того, что утверждают, будто понять Эллинизм значит отречься от Христа. Но разве Василий Великий и Григорий Богослов, учась в Афинских школах, меньше понимали Эллинизм, чем В. Розанов, а не отрекались от христианства. Сами Эллины, переходя в христианство, разве не понимали Эллинизма? "Древний человек умер и не воскресим", - говорит В. Розанов105. Древний человек не умирал, а таился в Византии, и воскрес при первом удобном случае, сперва на мусульманском Востоке, а потом на христианском Западе, воскрес он в Италии, затем во Франции, только это не был истинный, а псевдоэллинизм. Не был истинным Эллинизм и в Германии. Истинное понимание его лишь начинается в наше время, благодаря вскрытию погребенного Эллинизма. Не понимал его сам "великий язычник", как не понимал он и христианства. Говоря, что "курьез о Троице я никогда не мог понять", - он этим только доказывает, что учение о высшей нравственности, нравственности для людей, взятых не в отдельности, а в их совокупности, и сознание ими их исторического дела ему, Гете, даже и не снилось. Он знал Историю лишь как факт, а не как проект. Древний грек вовсе не был таким жизнерадостным, как великий псевдоязычник.

Розанов, желая напугать христиан, хватающихся за полы эллинского хитона, возглашает: "Сказать ли им всю полную правду? Они затрепещут (т. е. близорукие классики). Но я, - говорит бесстрашный Розанов, - я все-таки выговорю: отрекитесь от Христа, тогда вы поймете эллинизм!"106 А ну как эти близорукие классики скажут ему вместе с Штраусом, автором Старой и Новой веры: "мы вовсе и не христиане". Розанов сам себе поставил дилемму: если он понимает Эллинизм, то он не христианин, а если не отрекся от Христа, то не понимает Эллинизма. Истинное христианство совмещает в себе религии, и эллинизм составляет его необходимый элемент. И Древний эллинизм, которого Новая История Западной Европы составляет восстановление, есть ветхий завет для Христианства, как и иудейство, коего магометанство есть также восстановление. Уничтожая классицизм, восстановлением которого создалась вся Новая История Европы, причастниками которой и мы сделались чрез усвоение классицизма или язычества, чрез обращение в сословие светское (секуляризация), мы хотим заменить его, уничтожаемый классицизм, Историею, естествоведением и законоведением. Но какой смысл имеет введение Естествознания?..

Итак, дорождественский пост составляет всю Историю ближнего Востока и ближнего Запада, или Историю Ветхого Завета, понятого не в еврейском лишь смысле.

Дорождественскому периоду в годовом богослужебном периоде соответствует в суточном периоде литургия оглашенных, в которой заключается и древнее язычество (дохристианское), и новое язычество (падшее). Это ветхий завет. Действительного христианства еще нет (т. е. общей святости нет). Постоянные на каждой неделе дни покаяния (поста) показывают, что христиане сознают недействительность христианства.

В росписи школы-храма нижняя часть <должна быть> посвящена изображению язычества и еврейства, т. е. ветхому завету.

Дорождественский пост, посвященный обсуждению древнего и нового язычества, т. е. Древней и Новой Истории - как восстановленной Древней, -кончается двумя неделями, неделею Св. Праотцев и неделею Св. Отцов. Новая История, хотя она есть возвращение к язычеству и отречение от Св. Праотцев и Св. Отцов, тем не менее представляет два обходных движения, океаническое и континентальное, в тыл Исламу, вызванные необходимо неудачею фронтальных атак (крестовых походов) и прорывом центра - Константинополя. Эти два обходных движения встретились на предполагаемой могиле праотца Арийского, а может быть, и анарийских племен (Памире), и вообще на всем Дальнем Востоке, который еще по сие время живет в дохристианской эпохе, т. е. [в] Ветхом Завете.

Вопрос об обращении Китая в Христианство, т. е. Дальнего Востока, чрез нас, имеет особое значение, о чем и сказано в статье о христианском памятнике в Китае. Относя Историю Дальнего Востока к Ветхому завету, мы, конечно, должны распространить Дорождественский период на все <Порождественское> полугодие до Собора апостолов (30 июня), до последнего дня новозаветного полугодия, начинающегося от Рождества Христова и кончающегося <названным> сейчас днем Собора Апостолов.

В ветхозаветном полугодии христианство является в виде Воздвижения Креста - праздник постановки придорожных крестов, сооружения часовень, возведения обыденных храмов, и Словущего Воскресения107 - время, когда внехрамовое дело стало не действительным воскрешением, а лишением жизней, войною. В эпоху нашествий, когда и самая мысль о Христианстве, как объединении для воскрешения, утратилась, когда особым почитанием пользовались, с одной стороны, Архистратиг Михаил, Георгий Победоносец, а с другой - Богоматерь, пред которою матери убитых на войнах изливали свою скорбь о своих потерях, и самый Крест стал знамением войны.

В ветхозаветном полугодии, полугодии уменьшения света и тепла, так же, как и в полугодии нарастания света и тепла, Новозаветном, под двумя, или, точнее было бы - тремя, подвижными Триодями в сказанных пределах, т. е. присоединяя к постной Триоди предшествующее время, от праздника Рождества Христова, а к цветной Триоди присоединяя время поста Петровского до собора Апостолов (30 июня), - находится история, посвященная множеству святых подвижников.

* * *

Второе полугодие, начинающееся после дня (30 июня) Собора Апостолов и кончающееся неделями Праотцев и Св. отцев, имеет чрезвычайно важное в христианском народовоспитательном отношении значение, хотя оно, как дорождественское, более относится к Ветхому завету, Иудео-магометанскому, а также Древнему и Новому язычеству, чем к Христианскому. В предпочтении, отдаваемом празднику Рождества Христова пред Пасхою на ближнем и особенно на дальнем Западе, выражается возвращение к язычеству, кроме секуляризации жизни вообще. Праздник Св. Духа у протестантов, вытесняющий праздник Пресв. Троицы, есть именно идеолятрический.


Праздник Илии пророка, явление Моисея и Илии в день Преображения, мученическая смерть Нового Илии108 и день обретения Креста и сооружения Храма Воскресения могли бы составить своего рода Триодь.

В дорождественском полугодии, в месяце гроз, июле, празднуется память великого пророка Илии, которому подобие находят в непосредственном Предтече Господа Иисуса. Недостаточно назвать его пророком, ибо ему дана была власть низводить дождь. Отсюда его ревность, его презрение к поклонникам Ваала, Зевеса, Юпитера или Перуна - бога гроз, к поклонникам того, чем он владел, что было в его власти. Он не разбивал статуй этих богов, ибо уничтожение их не изменяло отношения человека к грозовой силе, - человек разбивал изображения бога грозовой силы, а сила эта продолжала карать человека и многодождием, и бездождием, солнечными и грозовыми ударами. Простодушные школьные учителя чрезвычайно гордятся, что сумели просветить своих учеников, доказав, что не Илия пророк, не разумная, а слепая сила господствует над нами в грозах, бурях и посылает дождь и ведро. Конечно, то, что школьные учителя вменяют себе в славу, есть позор для разумных существ. Они, разумеется, не понимают, что в Пророке показан образец <того>, чем должны люди, как разумные существа, быть в их совокупности. Сверхъестественный дар у пророка должен стать естественным следствием управления слепою силою.

В Преображении видим, в чем состоит истинная слава разумно-нравственных существ. Видим Господа Иисуса, готового принести Свою жизнь за искупление человека от греха и смерти; с одной стороны Его видим Моисея, освободившего народ от ига индустриализма и милитаризма, которому заставляли служить фараоны, а с другой стороны видим Илию, которому дана власть над силою, от которой зависит существование человека, которая может дать и может лишить человека хлеба насущного. Илия - покровитель изучения грозовой силы как основной, не только метеорической, но и космической силы, т. е. всего Естествознания, ведущего к делу или регуляции этой силы.

В конце этого месяца (августа) видим мученическую кончину Нового Илии. В средине осеннего месяца <(сентября)> освящается, придается священное значение дню обретения Креста Господня и сооружению храма Воскресения, ибо храмы Воскресения должны служить и своею внешнею и внутреннею росписью и пением, или службою, делу воспитания, т. е. освобождению от ига индустриализма и объединению для регуляции, подчинения грозовой (электро-термической) силы. Праздник Обретения Креста, вскрытия пещеры гроба и сооружения храма Воскресения соответствует в весеннем полугодии Пасхе страдания и смерти и Пасхе Воскресения. Там храм, вновь очищенный от кровавых жертв Воскресителем Лазаря, недолго оставался чистым. Хотя в Евангелии и не говорится о восстановлении кровавых жертв, но предсказание о близком разрушении храма показывает, что не только кровопролитие возобновилось, но приверженцы кровавых жертв решили самого Очистителя принести в жертву и у Предсказавшего разрушение храма разрушить храм Его тела.

День обретения Креста - праздник археологии или вообще праздник истории. Первым археологом была Елена Византийская. <Как> Илия - покровитель Естествознания, так Елена - покровительница исторического Знания.

Русско-всемирный календарь, или всемирно-русский, как факт

Месяц июль имеет особое значение для Русской Истории. В этот месяц празднуется память Ольги, первой, совершившей мирное хождение, пелеринаж, в православный Царьград, как бы в искупление греха своего мужа Игоря и его опекуна Олега, совершивших вооруженный пелеринаж. Получив во св. Крещении знаменательное имя матери Царя Константина, она, конечно, была ознакомлена с житием благочестивой Царицы, ее хождением в Иерусалим, с открытием христианскому миру Голгофы и пещеры гроба для пелеринажа (это великое археологическое открытие) и с созданием храма Воскресения, Священного Христианского Музея, по прошествии почти 3 х веков от дня Страдания и Воскресения. К сожалению, новая русская Елена не дожила до Светлых дней ее внука, чтобы быть подражательницей Византийской <Елены> в созидании храма Страдания и Воскресения.

В половине этого же месяца вспоминаем русского Константина, т. е. равноапостольного <Владимира>, и забываем другого Владимира (Мономаха), на которого падающая Восточная Империя возлагала свое упование на восстановление. Двусмысленное языческое имя восприемника от купели русского народа "Владимир", т. е. значит ли оно обладатель мiра, или [же] водворитель мира, христианство решило в пользу последнего значения, ибо и наименование "Василий" означало Царя христианского, Царя мира.

К концу июля месяца празднуем память двух братьев - жертв усобиц. Канонизация их показала, что сущность христианства есть мир, объединение. Служба этой двоице была первою, написанною в России, - она есть, можно сказать, экстракт всего, что сказано о любви в Новом Завете. Паремии109 в этой службе извлечены не из сурового ветхого завета, <а> из летописи.

Очень жаль, что не был причислен к лику святых великий чтитель св. мучеников <Бориса и Глеба>, всю жизнь свою положивший на водворение мира в Русской земле, терзаемой усобицами и внешними набегами диких хищников. В царствование Императора, первого призвавшего к разоружению, было бы весьма прилично канонизовать Владимира Мономаха.

Сентябрь - борьба с кочевым Востоком.
Октябрь - борьба с торговым (городским) Западом.

Для страны земледельческой, открытой для нашествий и с Востока, и <с> Запада, военный вопрос был самым существенным. Постоянная оборона требовала от одной половины, от одного пола - мужества, пожертвования жизнию; для другого пола война составляла предмет плача. Первые обращались с молитвою к Архистратигу Михаилу и к Георгию Победоносцу (ноябрь месяц), а вторые - к Богоматери, ко дню Ея отшествия, умоляя не оставить и по смерти страны, обреченной непрерывной войне (август)110. Страна городов в смысле крепостей, кремлей и острожков созидала по преимуществу храмы Архистратигу и Георгию и Успению Богоматери, и в августе и ноябре молилась о избавлении от нашествий, а сентябрь Русь не могла забыть как начало освобождения от нашествий с Востока и октябрь -освобождения от самого страшного нашествия с Запада*. Когда же Россия, обойдя кочевников, залегших полосою от Западного океана до Восточного между нами и дальним и ближним Востоком, подает руку с одной стороны Китаю, с юга их обложившему, а с другой стороны подает руку обошедшим в тыл Исламу не-англичанам, которые величие этого плана никогда не поймут, а вообще Европейцам, из которых кто-нибудь и поймет необходимость умиротворения степи, тогда Архистратиг Михаил, Святой Егорий (Святогор) и храм Богоматери обратятся в храм Премудрости, каким он и был прежде, и ряд этих храмов шел от Царьграда до Пекина.

Календарь нельзя считать завершенным, <хотя> и теперь календарь, надлежащим образом понятый, может служить программою воспитания, но он может достигнуть и еще большего совершенства в воспитательном отношении. Нужды и потребности времени вызывают к празднованию памяти святых забытых: так Кирилл и Мефодий в наше время выдвинуты из забвения. Те же причины принуждают и могут принудить к канонизации хотя бы и давно живших. Владимир святой был, по-видимому, канонизован не Киевскою Русью, а Владимир Мономах и по сие время не причислен к лику святых. То же самое надо сказать и о событиях.

* * *

1. После внутренней и внешней росписи образовательной школы-храма.

2. Общественнообразовательная служба, годовая и суточная. Последняя состоит из двух литургий, соответствующих двум полугодиям (ветхозаветному и новозаветному) годовой службы. Третий час, соответствующий Пятидесятнице, составляет переход от ветхозаветного к новозаветному. Кроме суточной есть еще недельная служба, которая представляет пятидесятикратное повторение двух недель: Страстной и Воскресной.

Первое полугодие, порождественское

Первому объединению, объединению ученого сословия и вообще так называемой интеллигенции в одну воспитательную силу во исполнение заповеди научения всех народов во имя Триединого Бога Отцов, соответствует в Храмах-школах с Музеями (как представителями наук и искусств) Пост апостольский, начинающийся с праздника Пятидесятницы, праздника Троицы как образца объединения и указания на предстоящее дело объединенному братству сынов. Апостольский пост требует от ученых раскаяния в обращении науки в сословную. Вина эта не искупляется, а усугубляется созданием такой фальши, как народные университеты, заменяющие действительное знание популярным.

2-ому объединению, объединению всех народов - чрез воспитательную силу (первого объединения) - в одну естествоиспытательную силу, которая обращала бы природу умерщвляющую в оживляющую, а рождающую в воссозидающую, - этому второму объединению в храмах-школах соответствует так называемая Постная Триодь, которая начинается после дня Просвещения, или Крещения. Дню же Просвещения должен предшествовать день или дни, посвященные Евангельскому дитяти, или дни Рождества Христова, а следовать за ним, за днем Просвещения, должны две недели или одна неделя, посвященная Закхею-мытарю и Капернаумскому сотнику114 в обличение капитализма и милитаризма. Кончается же Постная Триодь общим Крещением или просвещением в Великую Субботу.

3-му объединению, объединению конечному всех миров вселенной чрез воскрешенные поколения соответствуют так называемая Цветная Триодь от праздника Пасхи до Пятидесятницы, до начала проповеди или первого объединения. Эти три объединения составляют Новый Завет, тогда как Дорождественский Пост составляет Ветхий Завет, состоящий из двух язычеств или двух политеизмов - Древнего и Новоевропейского классицизма, - и двух Деизмов, иудейского и магометанского, двух обрезанных и двух необрезанных. Две культуры. Как крещеные, т. е. возрожденные, или дважды рожденные, считают себя выше некрещеных, так и обрезанные - выше необрезанных; это два сверхчеловечества, внутреннее и внешнее.

Хотя Ново-европейское язычество вовсе не враждебно Магометанскому деизму и даже видело в Исламе что-то величавое (например, Наполеон), тем не менее оно шло в тыл магометанства и встретилось с сухопутным движением против того же Ислама.

1-ое полугодие, проективное, ведущее к внехрамовому.
Порождественское, новозаветное, весеннее, недозревшее

Служба суточная и годовая как средство воспитания. В этих службах выражается Евангелизация года и суток или высшая, т. е. христианская, морализация ими времени. В этих службах выражается требование обратить естественное, слепое течение времени, как безнравственное, безбожное и бесчеловечное, - т. е. путем рождения нового, умерщвляющее старое, - в нравственное, т. е. чрез новое (раскаявшихся и объединившихся сынов) воскрешающее старое (отцов).

В Евангельских чтениях, распределенных по неделям, и заключается программа религиозно-нравственного воспитания в школах-храмах.

После дня крещения или просвещения, которому предшествует день, посвященный Евангельскому дитяти (т. е. Рождеству Христову)* как основе нравственности, начинается приготовление к раскаянию, или посту; но пред неделею мытаря и фарисея, с которой собственно начинается приготовление к посту, помещается неделя, посвященная Закхею - Мытарю**: это - вопрос о миллиардерах, во главе которых нужно поставить Карнеджи с его сочинением, дерзко названным Евангелием богатства115. Карнеджи - мытарь, но не Закхей. Сей последний ликвидирует свое богатство, тогда как Карнеджи, своими миллионными пожертвованиями, желает санкционировать наживу, увековечить ее, санкционировать богатых, биллионеров, составить святцы, или календарь, святых капиталистов, из коих он будет первый. Но если в лице Закхея осуждается беззаконная прибыль, то не одобряются и социалисты, которые под видом любви к бедным питают ненависть к богатым, ибо не революция, ни эволюция не значит спасение: только замена вопроса о богатстве и бедности вопросом о смерти и жизни, которого первый составляет лишь частный случай, есть путь спасения. В храмах-школах всеобще-обязательного образования предметом раскаяния делаются не личные лишь пороки, но пороки общественные, пороки самого общества.

Неделя Мытаря и Фарисея, или вопрос о двух нравственностях - о саддукейско-фарисейской, на сознании личного достоинства основанной, и <о> нравственности мытарской, <основанной> на сознании недостоинства, раскаянии во грехе, приведшем к смерти.

Неделя о Блудных сынах, т. е. О гуманизме, феминизме и гомонкулизме или вообще хамитизме.

<Неделя> О Страшном Суде - детский анархизм или восстание сынов на отцов.


Великий пост: о начале мира, о вертикальном положении, или начале религии, и о сторожевом <положении> или милитаризме. 4-е недели: о четырех бытах: 1. бродячий, или избиение животных - почитание силы разрушительной; 2. содействие к разведению скота - почитание силы производительной; 3. земледелие - обращение праха предков в пищу и <на> другие нужды потомкам; 4. город - индустриализм, или обращение праха предков в предметы возбуждения половых страстей и сближения полов*, и милитаризм - крестоносные или священные войны и <войны> торговые. 5 я <неделя> - пороки новейшего культурного города, из самых наибольших - капитализм (см. Всемирная выставка как их выражение). 6-я неделя - вопрос о двух Лазарях116, 1 ый пасхальный вопрос, или замена вопроса о богатстве и бедности вопросом о смерти и о возвращении жизни. Пасха страдания и смерти и Пасха воскресения.

Великий пост, как приготовление к Крещению, вступлению в Новую Жизнь, требует раскаяния, отречения от религий, соответствующих четырем или пяти бытам, распределенным по пяти неделям Великого поста или пяти Историческим порокам. Фетишизм, анимализм соответствует звероловному быту. Истребление животных, как средство существования, господствовавшее в первом периоде, отступает на второй план, и на первый выдвигается разведение животных - человек поклоняется производительной силе, а орудия истребления, придуманные для животных, обращаются против людей. Поэтому вторую неделю покаяния назначаем религии войны - Исламу, как высшей религии кочевого быта.

3-я неделя посвящена религии мира, соответствующего быту земледельческому, религии родства. В земледельческом быту избиение, истребление переходит, таким образом, на третий план, но действительного возвращения жизни еще нет. Прах предков питает и одевает потомков.

4-я неделя посвящена раскаянию в выделении и оставлении села и даже порабощении села, ограблении <его>. (См.: Пока будет город, будет <и> голод…) Если религия села есть идололатрия, или недействительное воскресение, то религия города - идеолятрия, религия мыслимая, мнящая (без дела), иудейство и протестантизм.

5-я неделя - наибольшего греха в Новейшем городе, проявляющегося в вырождении и вымирании. Истинная его религия - Буддизм. В нем - в новейшем городе - излишества, даваемые богатством, и лишения, от бедности происходящие, вызывают ожесточенную борьбу, не удовлетворяющуюся старыми орудиями, требующую новых, более могучих. Разум, порабощенный индустриализмом, служит половому подбору и духу истребления (милитаризму). Признание себя животным служит завершением Нового города (зооантропизм).

5-ая неделя Великого Поста* представляет высшую, последнюю ступень покаяния в удалении от отцов и увлечении красотою дщерей человеческих, для коих работает вся промышленность, вся наука, как служанка купцов и фабрикантов (капиталистов) в борьбе половой. В средине этой (пятой) недели читается житие Марии Египетской, землячки Клеопатры, представительницы проституции. Кроме того, читается или повторяется Великий Канон, но читается в один раз; что на первой седмице читалось в четыре приема, т. е. представлялось по частям, теперь является для сознания в целом, при чем и раскрывается общий источник, причина зла, требуя объединения для борьбы с нею. Пятая неделя, как предшественница седмицы болезни, смерти и воскрешения Лазаря, излагаемой в XI ой главе Иоанна, соответствует Х ой главе 4 го Евангелия, которая может быть названа объединением чрез доброе пастырство и о деле как высшем доказательстве, о деле Божием, деле Бога отцов. Творя такое <дело>, род человеческий обожествляется: "Я сказал - вы боги" (Пс. 81, 6). Эта речь о соединении, о деле как доказательстве единения с Богом, исполнения Его воли, говорится пред самым последним, высшим делом, высшим исцеления расслабленного, возвращения зрения слепому, - словом, <пред> самим Воскрешением… Таким образом, к Вере присоединяется Знание причины и требуется объединение для воздействия на эту причину.

6-я неделя посвящена Двум Лазарям, т. е. вопросам о богатстве и бедности и вопросам о смерти и жизни. На этой неделе предлагается заменить первый вопрос вторым. Следующие две недели и посвящены этому вопросу и поставлены образцом всем пятидесяти неделям года, посвящая день предательства <(среду)> и день страдания и смерти <(пятницу)> посту.

В другой половине года тот же вопрос о смерти и жизни вновь напоминается в двух днях: День Воздвижения Креста <Господня> и Словущее воскресение.

О посте как раскаянии в общем грехе при помощи школы или храма

Пост стал раскаянием в личных грехах каждого, а не в общем грехе, и прежде всего в розни и гнете одних над другими, отдающих всех в безусловную власть слепой силы. Раскаяние в культуре, т. е. самоистреблении, в цивилизации, или взаимном истреблении, и эксплуатации, или истощении силы природы (земли), также не стало еще делом поста, т. е. раскаянием во всем, что мы все делали и делаем, иначе - раскаянием во всей Истории человеческого рода. Канон Андрея Критского, коим начинается и кончается (на 5 ой неделе) пост, как раскаяние, касается лишь отдельных лиц, заставляет каяться хотя бы и всех, но в отдельности, врознь, а не всех в общих грехах.

Хотя недели приготовительные к посту приводят или по крайней мере должны приводить к отрицанию прежде всего самой основы фарисейской или зооантропической нравственности, а затем к признанию своего отчуждения от отцов, как одного отца, и <необходимости> возвращения к праху отцов, а наконец, к признанию полному той прискорбной участи, которая ожидает весь род человеческий в случае невозвращения к дому отеческому, к земле, к небу, к природе и к объединению в управлении слепою силою природы. Крещение в бессознательном возрасте должно увеличить значение покаяния. Школа, или знание, должна прийти на помощь вере, сделать покаяние делом не одного только поста, ни даже и большей части <только> года, <должна> обратить покаяние в дело, в дело всей жизни всех, т. е. в общее дело. Раскаяние в личных грехах вполне достаточно для спасения <только> в одиночку, для спасения <только> личного. Неделя кончины мира и страшного суда требует покаяния, объединения всеобщего, чтобы весь род человеческий в его полноте перешел от смерти в живот, а не был бы призван к суду. Школа и должна задать себе вопрос о причинах неродственных отношений между людьми и <о> неродственном отношении природы, как слепой силы, к разумным существам.

* * *

Календарь-указатель: 1. дела суточного, литургии оглашенных, или учения, т. е. литургии для несовершеннолетних; 2. дела годового, или Пасхи; 3. юбилея преп. Сергия (5 июля и 25 сентября); 4. юбилея Каразина (4 ноября); 5. Баженова ([2 августа] 1799 г.); 6. 29 мая - обращение кладбищ в храмы-музеи, в Кремли; музеи или школы-храмы, посвященные всеобщему воскресению, или обращение войска в естествоиспытательную силу; 7. Юбилей Пасхи, Пасха пасх, Юбилей Воскресения Христа117. Городской календарь состоит из указателей: 1) на дни бездействия для субботников и на увеселения для язычествующих; и 2) на будничные делишки и сделки, спекуляции, биржевые игры, происходящие от отсутствия общего дела. Плата нотариусу, т. е. плата за недоверие, оправдываемая таблицей преступлений по обязательствам всякого рода, договорам.

Что такое календарь и что такое журнал?
Что они такое есть и чем должны быть?

Календарь, чем он есть, было уже сказано (т. е. он спекуляция, указывающая горожанам на дни бездействия (праздники)*, на увеселения разного рода, на способы обделывать разные делишки и входить в разные сделки**), а должен быть указателем для сынов человеческих всеотеческого дела, всеми братски исполняемого, воплощенного в годовом кругу праздников (трудовых юбилеев), в ежедневных памятях святых и великих тружеников, и особенно в двух триодях, Воскресной, или Цветной, и Страстной, или Постной. А журнал из соблазнителя-рекламиста, вестника скандалов… должен стать ежедневным руководителем в исполнении общего дела и в переходе от несовершеннолетия к совершеннолетию родовому, т. е. в повсеместном устроении школ-храмов, посвященных Пресвятой Троице как образцу совершеннолетия, т. е. образцу единодушия и согласия для общего дела, которое тогда только может начаться, когда к школам-храмам присоединятся школы-музеи, в коих с хранением прошедшего соединены наблюдения и воздействие на текущее для восстановления протекшего. Для исполнения этого дела к определенному времени, т. е. не позже юбилеев 1922 и 1942 гг., необходимо осуждение двух фанатизмов и двух индифферентизмов, осуждение нетерпимости и терпимости, в особенности необходимо осуждение авторского права и литературной собственности и указание <на> авторскую обязанность и вообще долг ученых.

-----------------------

То, что до сих пор говорилось о календаре, относится к городу, к городской жизни. Совершенно иначе относится календарь к сельской жизни, к селам. Здесь, т. е. в селах, календарь астрономический, календарь метеорологический, не имеющий почти никакого значения для города, - для села имеет первостепенную важность. Для села важны дни не бездействия, а дни работы, пахоты, посева, косьбы… Но, к сожалению, метеорологический календарь оказывается в этом случае бессилен, он не может ни предсказать удобного времени для этих работ, и еще менее, конечно, указать на средства изменить неблагоприятные метеорологические условия в благоприятные для этих работ. В этом нет ничего удивительного, ибо метеорологиею, этою сельскою, мужицкою наукою, занимаются горожане, для коих она не имеет большой важности: погода для города - последнее дело или даже вовсе не дело, а для села - первое дело, дело жизни. Место метеорологов в селе, а они живут почти всегда в городах, понимая притом метеорологию в самом узком смысле. Привлечь к занятию этою наукою тех, которые на себе испытывают гнет слепой силы в виде засух или ливней, должен поставить себе задачею календарь Русский, календарь Русского Голоса. В статье о памятнике Каразину в №№ 15 16 "Науки и Жизни" было кратко изложено об устройстве училищ-музеев, которые к хранению останков прошедшего присоединяют наблюдения и воздействие на текущее для восстановления протекшего. Такие школы-музеи весьма легко могут соединиться с школами-храмами, и чрез такое соединение наука получит новую силу, а Церковь из врага приобретет друга. Календарь церковный - согласно со словом Спасителя: "Отец Мой доселе делает и Аз делаю", - должен быть указанием, в противоположность евреям, на дни не бездействия, субботние годы и юбилеи, а <на> дни дела, и в противоположность язычникам, - на дела не розни, а на дело общее…

Сентябрьский год - церковный118 и вместе школьный, для сел, по крайней мере

1-ое сентября - день вступления Сына Человеческого и Божия на служение роду человеческому - и должен быть началом года в календаре, указывающем на дело, которое должны совершить, на лето Господне благоприятное, новую годовщину творения мира, - юбилей начала воссоздания мира, чему и полагается начало призывом всех к наблюдению над всем совершающимся в мире, в природе и к воздействию на грозовую силу, посредством опыта Каразина, для регуляции <метеорическими явлениями>, с одной стороны, и в видах получения энергии для неимущих и имущих на совершение разного рода работы и для излечения недугов всякого рода.

Предпразднество Рождества Богоматери119, оставшейся девою по рождении, дочерью - что может и должно быть образцом для подражания всем. Это предпразднество указывает, что к отеческому делу призываются не только сыны, <но> и дочери.

Сентябрьский, старый год должен пока уступать первое место молокососу - январскому году.


Календарь для школ-храмов, посвященных Всепримиряющей Троице.
Печалование о розни, или сравнительный, синоптический календарь христианских исповеданий, их различия и сходства. Недостаточность еврейского и безнравственность магометанского календарей. Календари в смысле примирения.

Православие, как печалование о розни и иге, или гнете, есть отображение Триединого Божества. Православие есть печалование о розни, т. е. о протестантизме, и об иге, или гнете, т. е. о католицизме*, и этим оно отличается и от католицизма, который насилием, как прежде, и иезуитскою хитростью, как теперь, силится подчинить себе все народы, и <от> протестантизма, который рознь в мысли считает даже благом, а потому только православие истинно чтит Триединого Бога. Ставя храмы образцу единодушия и согласия, оно (православие) призывает всех к соединению и обезоруживает все инославные исповедания и иноверные религии и секты. Храм-музей, т. е. со старыми иконами и книгами, устрояемый притом в память чтителя Пр. Троицы, жившего до прискорбного разделения на старо- и нововерие, вероятно, не встретит ожесточенной вражды со стороны старообрядцев, а с другой стороны - укоры штундистов, вообще протестантов, даже магометан и евреев, будто православные святых принимают за богов, будут опровергнуты, когда при каждой церкви будут воздвигнуты школы-храмы, посвященные Пр. Троице, в коих Аллах становится из сурового господина Отцом, где есть единство проповедующих не газават, а мир. Храмы, посвященные всепримиряющему Богу, будут указывать на задачу, на программу школы, чрез которую и должна действовать Церковь против закоренелого порока розни. Все праздники легко могут быть истолкованы не словесно только, но и живописно на стенах школы, в смысле братотворения чрез усыновление для исполнения долга всеотеческого душеприказчества*: Богоматерь, носящая Сына на руках, не говорит ли - "будьте как дети", как сыны, говорит и царям-волхвам, и пастухам; Сретение - всыновление120; в крещении явление голубя - символа любви - между Сыном и Отцом указывает на примирение.

Если Православие есть печалование о розни, то оно, конечно, будет радованием о согласии, а потому совершенно согласно с чувством православным указание на сходство, которое еще сохраняется в христианских исповеданиях. Это сходство может и должно быть наглядно представлено в виде синоптического календаря, в коем особым шрифтом, более крупным или светлым, цветным, золотым должны быть отмечены общие праздники и одновременное празднование памятей святых; а в протестантском календаре окажется "пустота" забвения когда-то чтимых святых. В этой пустоте можно поставить вопрос: хорошо ли сделало протестантство, забыв стольких страдальцев, подвижников? Какими побуждениями свободные протестанты руководствуются, развенчивая мучеников?.. Против дней вселенских поминовений должно поставить вопрос: что лучше, молиться ли целым миром о всем мире, о живых и умерших, или же молиться в одиночку о себе одном?..

Обозначив особым цветом или шрифтом или чем-либо бросающимся в глаза сходство в календарях православного с католическим и протестантским, мы выразим радость о согласии, а не скорбь или печалование о розни. Сопоставление христианского синоптического <календаря> с еврейским укажет не на пробел лишь, а на пустоту, на недостаток Пасхи страдания (страстной недели) и на замену Пасхи Воскресения национальною Пасхою, не бескровною, а кровавою Пасхою. С еврейским календарем возможно сопоставление и противопоставление в праздниках (а с магометанским - <только> противопоставление)**. Субботе еврейской нужно противопоставить Воскресение и изобразить картинно: картине бездействующего еврея (раввина) противопоставить Христа, воскрешающего Лазаря и исцеляющего расслабленного; в картине Пятидесятницы надо сопоставить картину закона, данного в буре и огне, с картиною проповедания голубиной кротости огненными языками. Вместо еврейских кровавых жертв - бескровная, точнее, кроветворная, т. е. животворная жертва литургии***, а также вместо кровавой Пасхи еврейской не бескровное, а животворное воскрешение.

* * *

Если программа Русско-всемирной и всемирно-русской <истории> будет приурочена к Православному календарю122, то не оттолкнет ли она от себя католиков, протестантов, магометан, евреев, буддистов, тогда как нынешняя всемирная история не имеет этого неудобства. Но нынешняя всемирная история не имеет этого неудобства лишь по-видимому. Нынешняя история не разрешает, а лишь скрывает или игнорирует существующую вражду и тем искажает Историю. Программа <истории>, с Православным календарем соединенная, не скрывает зла, но указывает на устранение его, требует устранения зла. Если в победе над Мамаем Димитрия, по благословению Сергия - чтителя Пресвятой Троицы, мы празднуем начало умиротворения степи и в самой Троице видим образец для внесения мира в мiр, <и> если магометане в Аллахе видят обоготворение войны, то как же они могут принимать приглашение на Конференцию мира? Точно так же, если мы радуемся освобождению Москвы от фанатиков католицизма - поляков и от фанатиков терпимости - французов и их двунадесяти союзников и не можем радоваться взятию Парижа, где русские войска по повелению императора Александра, причислившего себя к французам, заключены были в казармах, как тюрьмах, не радуемся <и> взятию Варшавы, горькою необходимостью вызванному123, угождая немцам, радовавшимся вражде в среде славян, - то наша радость не противоречит коренной задаче Православия, объединению разумных существ против неразумной силы.

Что же касается до почитания Илии-пророка как покровителя изучения - ради управления, урегулирования - той силы, которая особенно у нас поражает и знойными и сухими ветрами Востока, и влажными - Запада, то такое <почитание> могло бы быть признано не только католиками и протестантами, но и евреями и магометанами. Если в Преображении видим не мистицизм только, а реализм, т. е. желаем видеть не внутреннее лишь преображение (преображение душ), но и внешнее преображение мира, мира материального, то, конечно, ни одна религия, ни одно исповедание не может видеть в этом что-либо дурное. Но чтобы осуществилось Преображение и внутреннее и внешнее мира, необходимо повсеместное построение школ-храмов, что и санкционировано в празднике Воздвижения и обновления храма Воскресения (13 и 14 сентября) по самому народному представлению, которое ознаменовывает этот праздник построением храмов, часовен, водружением крестов. В построении школ-храмов с музеями заключается переход от храмового дела к внехрамовому.

  • * Сентябрь - месяц, в который совершается поминовение падших на Куликовском поле111 в борьбе с кочевниками, с религией войны - Исламом, месяц, когда празднуется память Преподобного Сергия - чтителя св. Троицы как образца единодушия и согласия, Троицы, столь ненавистной магометанству, - сентябрь завершается взятием Казани, т. е. завоеванием Казанского ханства, этого первого татарского ханства, последним же было взятие Хивинского и Кокандского112. Если сентябрь вспоминает борьбу с Востоком, то октябрь, когда празднуется 11 го октября выход двенадесяти языков Запада из Москвы, а 22 <октября> - освобождение Кремля от поляков, - представляет борьбу с Западом113.
  • * Праздник Рождества Христова - праздник всех детей, судя по месту рождения божественного младенца, не исключая и осужденных, не по их, конечно, вине, на развращающую жизнь в роскоши.
  • ** К неделе Закхея, или <о> кающемся индустриализме, необходимо присоединить неделю Капернаумского сотника (соединяя его с сотником при кресте), или <неделю о> кающемся милитаризме.
  • * Нынешний новый город есть город женихов и невест от колыбели до могилы.
  • * Пятая неделя в школе-храме, как завершение покаяния в общем грехе, в лицемерном почитании отцов в Средние века и в отрицании почитания в Новом <времени>.
  • * Город есть собственно постоянный ярмарочный праздник, брачный пир.
  • ** Указатель мест увеселения, бесцельного труда и праздного знания (географические, статистические, исторические сведения).
  • * Православие есть печалование о гнете, т. е. католицизме, который есть не печалование, а приказ, повеление с угрозой проклятия; протестантизм же есть не отказ повиноваться, а протест с обвинением в произволе, в деспотизме. Это-то и составляет предмет печали для истинно-православного.
  • * Праздники суть отрицание юридического и экономического как несовершенного, нехристианского и возвращение сердец сынов к отцам, т. е. учащиеся (гражданским обязанностям) в праздники освобождаются от учения, а служащие - от службы.
  • ** Шествие Христа на вольное страдание и смерть и бегство Магомета от страданий и смерти (Геджира, новый год Исламо-магометанской эры121). Христианство приготовляет своих мучеников, магометанство приготовляет мучителей. Религия войны и насилия бегство пророка может считать военною хитростию.
  • *** Убиение непорочного агнца - на еврейской стороне, и распятие Агнца, вземлящего грех мира, - на стороне христианской.

Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Заходов на страницу: 5623
Последний заход: 2025-04-23 10:42:58