Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Федоров Н.Ф.

Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка

Статьи религиозного содержания
из III тома «Философии общего дела»
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Описание
Отзывы

из II тома "Философии общего дела"

Вера, дело и молитва
Религия - культ предков и воскрешение
Еврейская суббота и христианское воскресенье
О православии и символе веры
Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма
Смысл Евангелия от Иоанна и Евангелия вообще
Молитва о всеобщем спасении
Рай или ад? Или чистилище?
Об условности пророчеств о кончине мира
Искушение по вопросу о смертной казни
Регуляция метеорическая, как исполнение молитвы "Хлеб наш (т. е., трудом приобретенный) даждь нам (т. е., всем) днесь"
Обыденное разрушение Храма; самого великого, самого святого Храма, Храма живого
Неделя о Лазаре
Вифания
В чем состоит наша "Мессиада"?
"Великая кончина" Будды и великий пяток
Гениальный разбойник
Сотник в Капернауме и при кресте
О Ренане
"Человек есть существо погребающее"
Православный погребальный обряд и его смысл
О церковно-народном творчестве, а "по-ученому" - о "местных выдумках"
К вопросу о праздновании дня Пресв. Троицы
О секуляризации как профанации
Для чего нужен календарь?
Дочь человеческая как примирительница
Порабощение творца творению в новейшем протестантизме
В оправдание...
Приговор и несколько слов в оправдание

из III тома «Философии общего дела»

XIX-ти вековой юбилей Рождества Христа - примирителя, собирателя, объединителя
Что значит поклонение младенцу?
Три дара указывают на Христа как на воскресителя
Роспись храма над могилами
Христос - мученик долга воскрешения, за исполнение этого долга пострадавший
Согласно с Церковью
Как нужно читать Евангелие?
За исключением Евангелия Никодима
По смыслу Нагорной проповеди
[Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения
Еще, паки и паки о молитве
Символ веры, согласно заповеди собирания
Вера только тогда примирится со Знанием
Дело Воскрешения, призыв к нему
Внехрамовая литургия и внехрамовая Пасха
Переход от города к селу
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию
Протестантизм есть отрицательная религия
Заметки по поводу письма Ю. Самарина к баронессе Раден
О первом нравственном соборе в Берлине
Для истинного христианства
По поводу речи Анатолия А. Спасского...
Мысли о философии религии
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан
Три ужаса
В нынешнюю Пасху редакция "Московского Листка"
Отправка послов для отыскания обряда
Упрек Православию
Великое значение внешности, внешнего выражения,...
Церковное распределение чтений
Все двенадцать Евангелий

Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка

Пасха как решение вопроса о ценности жизни
Какое участие должна принимать церковь и как должна приготовлять народ к коронационному акту?
Религиозно-этический календарь
О празднике и службе Троице, что было бы завершением богослужебного устава
Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)

Комментарии

из II тома "Философии общего дела"
из III тома "Философии общего дела"
Вверх


Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка

Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка (7 и 8 Евангелия), состоящей из чтений Евангельских, и есть Евангелие, т. е. радостная весть в этот день глубокой печали, весть о спасении разбойника82. Эти два Евангелия, отделенные лишь покаянным псалмом, составляют как бы одно Евангелие. Ексапостиларий этого дня, заменивший "чертог" первых четырех дней страстной седмицы, посвящен также благоразумному разбойнику, удостоившемуся вступить в этот чертог Царствия Божия83. Из всех лиц, замечательных по злобе и любви, вызываемых чтением Евангелия, ни одно не приковывает так внимание, как личность этого разбойника. Кроме первого Евангелия, как единственного, которое нельзя ставить в ряд с другими, 2 ое Евангелие выводит первосвященника Анну, этого саддукея-эпикурейца, главного противника воскресителя Лазаря; 3 е Евангелие выводит архиерея "лету тому" Каиафу; 4 ое - Пилата, этого малодушного судью, руками коего Анна и Каиафа совершили убийство; 5 ое Евангелие, кроме раскаяния и самоубийства Иуды, - как в предыдущем отречение Петра, - говорит о загадочной личности Вараввы, который был также разбойник, только не благоразумный, - благоразумный разбойник, конечно, поступил бы иначе, если бы был на его месте; 6 ое Евангелие <выводит> Симона Киринея, селянина, мужика, облегчившего крестную ношу Христа. Греки в своей службе на утрени Вел<икого> Пятка выносят запрестольный крест после пятого Евангелия, которое оканчивается упоминанием о Симоне Киринее, и утверждают его (крест) среди церкви. В 6 и 7 <Евангелиях> упоминается о разбойниках, распятых со Христом, но только восьмое говорит о благоразумном разбойнике и его последователе - сотнике, может быть из тех воинов, которые издевались, облекая Его багряницею, может быть и у этого разбойника была минута, когда и он увлекся общею ненавистью к Воскресителю, как свидетельствует о том Матфей. 9 ое Евангелие выводит Матерь и любимого ученика, - и греки, более нас чуткие, - услышавши эти слова - "стояху при кресте Иисуса", - выносят иконы Богоматери и Иоанна Богослова. 10 е Евангелие выводит Иосифа Аримафея, а 11 ое Евангелие - Никодима, но икон ни Иосифа, ни Никодима и греки не выносят ко Кресту, хотя последовательность, казалось бы, требовала такого выноса. 12 ое Евангелие не выводит нового лица, а погребает самого Господа.

Обращение разбойника - это поворотный пункт в истории страдания. До сих пор предательство, отречение, бегство учеников, издевательство и надругательство князей, воинов и всего народа, сбежавшегося на позор сей. С мольбою разбойника, с исповеданием (как это говорит херувимская Песнь на литургии Великого Четверга, соединенной с вечернею Великого Пятка, где уже не "тайно образующе херувимов", а явно, как разбойник, исповедуем и молимся о Царствии Божием и оно наступает), - за разбойником обращается сотник, - а по Матфею - "и иже с ним" стрегущие Иисуса, - и за сотником эти "вси", которые "биюще перси своя возвращахуся", - возвращались уже другими, новыми людьми. И немного нужно было, чтобы этот народ, который еще так недавно с таким восторгом встречал Победителя смерти, Воскресителя Лазаря, а потом, несколько часов тому назад, с такою яростью требовал смертной казни для Воскресителя, - теперь, как один человек, пал бы к подножию креста. Внутренне это совершилось для Иерусалима, для Палестины, для всех, пришедших на праздник. Нет сомнения, - все лучшее в еврействе перестало быть иудейством...

После лицемерного целования, после явного выражения самой дикой злобы неведающих, что творят, после поругания, заушения, оплевания, биения, - ругательств, наконец, самих сораспятых, - всеми оставленный (одинокий), Он слышит безусловно искреннее слово сораспятого, мольбу о том, чему Он посвятил всю жизнь, мольбу о Царствии Божием. В этой мольбе видим переход от мира борьбы (разбоя) к миру объединения, братского сочувствия в деле отеческом, переход от мира ребяческого разрушения всех родственных уз к миру детской, сыновней чистоты. Слово "рай" в устах всеми оставленного, почувствовавшего весь ужас одиночества, должно представлять противоположность миру лицемерия, злобы. - Рай, конечно, не сад, а Царствие Божие, мир нелицемерной любви, искренности, чистоты, кротости… В самой просьбе разбойника, выходящей из искреннего сердца, уже полагается, предначинается рай, Царствие Божие. За разбойником последует сотник и "стрегущии", затем "все" биющие в перси, а за ними весь мир. А для объединенного во Христе рода поминовение, т. е. восстановление в мысли, не отделяется от воскрешения на деле, - это и есть "рай".


Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Заходов на страницу: 5114
Последний заход: 2024-10-14 07:10:01