Упрек Православию
68, что оно обращает самое большое внимание на внешность, показывает, что Православие есть или религия дела, или религия обряда, т. е. вообще внешнего выражения, священного искусства или художества, в храме находящего свою полноту, как народовоспитательная религия.
Православие, действительно, не удовлетворяется ни догматикою, или Догматическим Богословием, ни Нравственным Богословием, которое вовсе не есть выражение первой, т. е. догматики, во втором, т. е. в нравственном Богословии, или деле. Богодейство, как его ныне понимают, не есть выражение Богословия. Освобождение человека от греха, проклятия и смерти не считается делом, не причисляется даже к нравственности. Даже исполнение долга христианского, т. е. посещение храма, участие в службе, считается пороком, если оно не соединено с исполнением отрицательных добродетелей и положительных пороков.
Пока же Богодейство выражается лишь в таинствах или обрядах, а не в общем деле, до тех пор православие ограничивается Богословием эстетическим. Под эстетическим Богословием разумеется наука о внешнем выражении всего Догматического Богословия в храме, в его внутренней росписи с пением (т. е. отпеванием) и службами и в его внешней росписи и внешней музыке, или звоне, т. е. выражение Догматического Богословия всеми видами искусства от Архитектуры до Поэзии. Такое выражение не может считаться полным осуществлением догмата спасения или искупления (воскрешения), а лишь проектом искупления, но оно имеет величайшее значение в воспитании, т. е. <в> приготовлении к делу искупления или всеобщего Воскрешения.