Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Федоров Н.Ф.

По поводу речи Анатолия А. Спасского при защите диссертации «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского»

Статьи религиозного содержания
из III тома «Философии общего дела»
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Описание
Отзывы

из II тома "Философии общего дела"

Вера, дело и молитва
Религия - культ предков и воскрешение
Еврейская суббота и христианское воскресенье
О православии и символе веры
Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма
Смысл Евангелия от Иоанна и Евангелия вообще
Молитва о всеобщем спасении
Рай или ад? Или чистилище?
Об условности пророчеств о кончине мира
Искушение по вопросу о смертной казни
Регуляция метеорическая, как исполнение молитвы "Хлеб наш (т. е., трудом приобретенный) даждь нам (т. е., всем) днесь"
Обыденное разрушение Храма; самого великого, самого святого Храма, Храма живого
Неделя о Лазаре
Вифания
В чем состоит наша "Мессиада"?
"Великая кончина" Будды и великий пяток
Гениальный разбойник
Сотник в Капернауме и при кресте
О Ренане
"Человек есть существо погребающее"
Православный погребальный обряд и его смысл
О церковно-народном творчестве, а "по-ученому" - о "местных выдумках"
К вопросу о праздновании дня Пресв. Троицы
О секуляризации как профанации
Для чего нужен календарь?
Дочь человеческая как примирительница
Порабощение творца творению в новейшем протестантизме
В оправдание...
Приговор и несколько слов в оправдание

из III тома «Философии общего дела»

XIX-ти вековой юбилей Рождества Христа - примирителя, собирателя, объединителя
Что значит поклонение младенцу?
Три дара указывают на Христа как на воскресителя
Роспись храма над могилами
Христос - мученик долга воскрешения, за исполнение этого долга пострадавший
Согласно с Церковью
Как нужно читать Евангелие?
За исключением Евангелия Никодима
По смыслу Нагорной проповеди
[Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения
Еще, паки и паки о молитве
Символ веры, согласно заповеди собирания
Вера только тогда примирится со Знанием
Дело Воскрешения, призыв к нему
Внехрамовая литургия и внехрамовая Пасха
Переход от города к селу
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию
Протестантизм есть отрицательная религия
Заметки по поводу письма Ю. Самарина к баронессе Раден
О первом нравственном соборе в Берлине
Для истинного христианства

По поводу речи Анатолия А. Спасского...

Мысли о философии религии
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан
Три ужаса
В нынешнюю Пасху редакция "Московского Листка"
Отправка послов для отыскания обряда
Упрек Православию
Великое значение внешности, внешнего выражения,...
Церковное распределение чтений
Все двенадцать Евангелий
Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка
Пасха как решение вопроса о ценности жизни
Какое участие должна принимать церковь и как должна приготовлять народ к коронационному акту?
Религиозно-этический календарь
О празднике и службе Троице, что было бы завершением богослужебного устава
Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)

Комментарии

из II тома "Философии общего дела"
из III тома "Философии общего дела"
Вверх


По поводу речи Анатолия А. Спасского при защите диссертации "Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского"

("Суждение современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значении в истории догматики" или "Протестантское суждение об Аполлинарии Лаодикийском". - "Богословский Вестник". 1896. № 2.)46

К Кремлю как 3-му Риму

Те, которые в настоящее время не будут признавать участие человеческого разума в деле спасения, т. е. воскресения, должны быть причислены к Аполлинариевой ереси, той ереси, которая в древней Руси считалась верхом нечестия. Старый Рим отпал от Православия, говорили в древней Руси или 3 м Риме, вдавшись в аполлинариеву ересь. Признавала ли древняя Русь в Аполлинаризме лишь излишнюю пытливость (т. е. рационализм?) или же осуждала в нем отрицание человеческого разума (и души, воли) в Христе, не составляет большой важности, потому что приводит к одному и тому же результату.

Протестантизм в лице Адольфа Гарнака47, профессора Церковной Истории в Берлинском Университете, осуждает Восточную Церковь за отступление от аполлинаризма (следовательно, подтверждает мнение раскольников, что Запад вдался в аполлинариеву ересь), признавая в Аполлинарии создателя Православного, т. е. западного, догматического учения. Такое обвинение доказывает лишь, что протестантизм сам впал в аполлинариеву ересь. Он даже и не мог не впасть, потому что эта ересь отвергает Вочеловечение Христа, признает воплощение. Она отвергает соединение Божества с человечеством, с тем, что в человеке есть отличного от животного, т. е. чувство и особенно разум, и признает соединение с природой. Это и есть пантеизм и натурализм, гуманизм, с которым могут согласиться и дарвинисты.

Ад. Гарнак является продолжателем Филосторгия, арианского историка V ro века, который Аполлинария "как экзегета и оратора ставит выше Василия Великого и Григория Богослова"48. Для Дрэзеке (старшего учителя Гимназиума в Вандсбекке) и особенно Гарнака Аполлинарий - завершитель догмата о пр. Троице и начаток учения о лице Богочеловека (т. е., опровергая Арианство, он делается основателем монофизитства, защищая Божество Христа, он является отрицателем человечества, признав Христа Сыном Божиим, он не признал в нем Сына Человеческого; "вынужденный (говорит Гарнак) выбирать между интересами веры и притязаниями традиции, он без колебаний отдает предпочтение первым"49.

Гарнак свои суждения об Аполлинарии основывает на исследованиях Каспари50 и особенно Дрэзеке, который делает Аполлинария автором 9 ти сочинений, между какими особенно замечательны псевдо-Иустиново "Изложение Веры" и "Увещательное Слово к эллинам". Но точно ли эти сочинения принадлежат Аполлинарию, Ап. Спасский видит еще вопрос.

Значение аполлинаризма как натурализма и пантеизма, гуманизма открывает задачу 3 го Рима как борьбу против натурализма в смысле слепой силы. Поразителен этот верный взгляд Древней Руси на причину падения 1 го Рима, а следовательно, также верный взгляд на средство спасения от падения. Осуждая аполлинаризм, древняя Русь осуждала возвращение к язычеству*, эпоху возрождения, под которою скрывалось вымирание. Задача 3 го Рима - обличение аполлинаризма, вырождения, общего и католицизму, и протестантизму. Наше Западничество есть также аполлинаризм, а Славянофильство очень далеко от антиаполлинаризма. Сама древняя Русь и раскол гораздо лучше славянофилов поняли значение России и Православия. Старая Русь, а ныне Раскол, говоря, что 4 му Риму не быть, отвергает появление новых народов, т. е. поглощение "новым" "старых". Антиаполлинаризм требует обращения неразумной бездушной силы природы в управляемую разумом. Всеобщее воскрешение есть вочеловечение миров.

  • * См. Ваганьково, как фряжская слобода, как летний Кремль51, строенный приверженцами языческого Рима против папского Рима, чтобы возвысить Москву в 3 й Рим.
    См. также "Просьбу к старообрядцам о храмах обыденных".

Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Заходов на страницу: 5245
Последний заход: 2024-10-11 04:04:18