|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из III тома «Философии общего дела» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По поводу речи Анатолия А. Спасского... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По поводу речи Анатолия А. Спасского при защите диссертации "Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского"
(" Суждение современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значении в истории догматики" или "Протестантское суждение об Аполлинарии Лаодикийском". - "Богословский Вестник". 1896. № 2.) 46
К Кремлю как 3-му Риму
Те, которые в настоящее время не будут признавать участие человеческого разума в деле спасения, т. е. воскресения, должны быть причислены к Аполлинариевой ереси, той ереси, которая в древней Руси считалась верхом нечестия. Старый Рим отпал от Православия, говорили в древней Руси или 3 м Риме, вдавшись в аполлинариеву ересь. Признавала ли древняя Русь в Аполлинаризме лишь излишнюю пытливость (т. е. рационализм?) или же осуждала в нем отрицание человеческого разума (и души, воли) в Христе, не составляет большой важности, потому что приводит к одному и тому же результату.
Протестантизм в лице Адольфа Гарнака47, профессора Церковной Истории в Берлинском Университете, осуждает Восточную Церковь за отступление от аполлинаризма (следовательно, подтверждает мнение раскольников, что Запад вдался в аполлинариеву ересь), признавая в Аполлинарии создателя Православного, т. е. западного, догматического учения. Такое обвинение доказывает лишь, что протестантизм сам впал в аполлинариеву ересь. Он даже и не мог не впасть, потому что эта ересь отвергает Вочеловечение Христа, признает воплощение. Она отвергает соединение Божества с человечеством, с тем, что в человеке есть отличного от животного, т. е. чувство и особенно разум, и признает соединение с природой. Это и есть пантеизм и натурализм, гуманизм, с которым могут согласиться и дарвинисты.
Ад. Гарнак является продолжателем Филосторгия, арианского историка V ro века, который Аполлинария "как экзегета и оратора ставит выше Василия Великого и Григория Богослова"48. Для Дрэзеке (старшего учителя Гимназиума в Вандсбекке) и особенно Гарнака Аполлинарий - завершитель догмата о пр. Троице и начаток учения о лице Богочеловека (т. е., опровергая Арианство, он делается основателем монофизитства, защищая Божество Христа, он является отрицателем человечества, признав Христа Сыном Божиим, он не признал в нем Сына Человеческого; "вынужденный (говорит Гарнак) выбирать между интересами веры и притязаниями традиции, он без колебаний отдает предпочтение первым"49.
Гарнак свои суждения об Аполлинарии основывает на исследованиях Каспари50 и особенно Дрэзеке, который делает Аполлинария автором 9 ти сочинений, между какими особенно замечательны псевдо-Иустиново "Изложение Веры" и "Увещательное Слово к эллинам". Но точно ли эти сочинения принадлежат Аполлинарию, Ап. Спасский видит еще вопрос.
Значение аполлинаризма как натурализма и пантеизма, гуманизма открывает задачу 3 го Рима как борьбу против натурализма в смысле слепой силы. Поразителен этот верный взгляд Древней Руси на причину падения 1 го Рима, а следовательно, также верный взгляд на средство спасения от падения. Осуждая аполлинаризм, древняя Русь осуждала возвращение к язычеству*, эпоху возрождения, под которою скрывалось вымирание. Задача 3 го Рима - обличение аполлинаризма, вырождения, общего и католицизму, и протестантизму. Наше Западничество есть также аполлинаризм, а Славянофильство очень далеко от антиаполлинаризма. Сама древняя Русь и раскол гораздо лучше славянофилов поняли значение России и Православия. Старая Русь, а ныне Раскол, говоря, что 4 му Риму не быть, отвергает появление новых народов, т. е. поглощение "новым" "старых". Антиаполлинаризм требует обращения неразумной бездушной силы природы в управляемую разумом. Всеобщее воскрешение есть вочеловечение миров.
- * См. Ваганьково, как фряжская слобода, как летний Кремль51, строенный приверженцами языческого Рима против папского Рима, чтобы возвысить Москву в 3 й Рим.
- См. также "Просьбу к старообрядцам о храмах обыденных".
|