|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из III тома «Философии общего дела» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию (IV-ro века автору описания ересей) 35, что есть "одна истинная религия (христианская) и все другие религии суть только ереси христианской", так же верно теперь (и даже более верно), как верно было и тогда, когда было произнесено. Ереси можно представлять ступенями восхождения или нисхождения к единой истине, т. е. христианской.
1) Внехрамовая предхристианская с первобытною или самою начальною, т. е. востание или "соборное стояние" сынов живущих и хоровое движение пред небом, мысленно населяемым умершими отцами, стояние и движение сынов созидает из себя храм живущих, стоящих пред небом или вне неба. Мысленно воображая отцов умерших на небе, сыны в то же время созидают умершим отцам памятник на земле. Следовательно, живой храм сынов созидает мертвый храм отцам на земле и потому становится внехрамовою дохристианскою религиею на земле и внемировою, воображающею себя водителем неба.
2) Христианская храмовая, собирающая, соединяющая, по подобию Триединого существа, и состоящая из трех ступеней, не подобных Триединству: папской, требующей лишь внешнего повиновения, достигаемого посредством "Divide et impera"36, [протестантской и православной.] Для полноты отрицания дела и цели недоставало католицизму допустить не сидение, а даже лежание, заменить вертикальное положение горизонтальным.
Протестантизм не только допускает сиденье (внешнее разъединение), а требует внутреннего разъединения, давая каждому [2 слова неразб.] всеобщеобязательной грамотности.
Православная служба начинается требованием востания, ибо востание относится не к живущим только, но и умершим, и востание первых нужно для воскрешения последних. [Востание] есть уже начало дела, и самое стояние не есть полное бездействие, а противодействие падению, покою. Наша Служба не субботствование. Самая Суббота есть день поминовения, за коим следует воскресение, как за мыслию - дело. И Пятница Параскева - приготовление. Четверг - и благодарение, Евхаристия, предшествующая Воскрешению, и обыденное превращение праха в живое тело. Пасха есть Праздник вертикального положения, ибо в этот день запрещаются земные поклоны (горизонтальное положение). - Великое значение этого запрещения.
Среда - помазание как приготовление к погребению, ставшему наконец воскрешением. Понедельник и Вторник - дни великого переворота, когда пассивное ожидание превращается в активное спасение мира.
Вообще Православная служба храмовая есть приготовление к соединению для совершения общего дела воскрешения, потому-то призыв к востанию относится к живущим для восстановления умерших.
3) Христианское "внехрамовое дело", а вместе внутримировое, внутренно мировое дело, и двигателем является соединенных сил всех людей, как сынов, как противодействие падению и восстановление падшего.
Таким образом, все три вида религии составляют одну литургию. 1. Внехрамовая, предхристианская и внемировая (первобытная, иудейская, языческая). 2. Христианская храмовая. Католицизм - внешнее повиновение, протестантизм - рознь и Православие - объединение, соборность. 3. Внехрамовая или внутренномировая.
|