|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
из III тома «Философии общего дела» |
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
[Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения |
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
Комментарии |
|
 |
|
|
 |
|
|
|
|
|
|
|
[Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения
[ Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения 25, ибо Сын посылает своих апостолов, как Сам послан Отцем; как Он есть Мессия, Христос, так они миссионеры, апостолы, как Ему дана всякая власть на небе и земле, так Он дает всем, когда объединение совершится. Заповедь "Научайте, крестяще всех" (т. е. очищая от греха как причины смерти) есть заповедь объединения для возвращения жизни*. Эта заповедь сокращает всю миссию Христа и христианства. Международная Конференция мира тогда только может иметь успех, когда признает необходимость всеобще-обязательного научения или познавания для обращения орудий, употребляемых для войны, в орудия спасения от общих бедствий, заменяя чудесное, сверхъестественное трудом естественного знания. В этом и будет примирение Веры и Знания, духовного и светского.
Вера и Знание могут примириться только в практическом разуме, во всеобщем деле.
Нельзя не видеть ученого сословного предрассудка в замене Критиками двух разумов критики или осуждения разумных существ за их рознь и бездействие относительно неразумной и бесчувственной силы природы. Ученые и философы, молчаливо отказываясь, или, точнее, не принимая участия в Христовой, т. е. мессианской заповеди собирания и научения, отреклись от Христианства, ибо, как сказано, в этой заповеди сокращено все Христианство и вся жизнь Самого Христа. Но не отречение, а противодействие Христианству оказали философы, когда произвели и в теории, как бы узаконив, отделение теоретического разума от практического, т. е. когда нынешние отношения практического разума признали за норму и без всяких доказательств отвергли возможность всякого другого отношения теории к практике**.
Но стоит только сравнить апостолов - людей собирания и дела - с философами, другого дела не знающими, кроме мысли, чтобы понять все превосходство первых над последними. Философы даже рознь, вражду признают роковым фактом и объединение не считают своим долгом. Вся ложь философии заключается в отделении знания от дела, тогда как Истина религии заключается в определении Веры как осуществления чаемого. Апостол есть посол (орудие) Существа, поправшего смерть, [Богочеловека,] Который и Сам послан для того, чтобы ничего не погубить, а все воскресить. Философы же никакого посланничества не признают. И если объединение не совершится, то вина сохранения розни и вражды, неустранения оных должна быть приписана ученым, ибо объединение может осуществиться только в труде познания слепой смертоносной силы и обращения ее в живоносную. Для воскресения чудом, конечно, нет нужды ни в объединении, ни [в] труде. Воскресение чудом и должно произойти, когда проповедь Евангелия будет отвергнута или не всеми принята, не всеми сохранена. Неужели естественные силы разума могут служить только греховному делу (половому подбору), а не святому делу воскрешения, возвращения жизни. Молить о даре чудотворения, конечно, было бы гордостью, просить же наш труд обратить к истинному благу есть [1 слово неразб.] как - не гордость. Разве это не значит нынешнюю антихристианскую, беспомощную науку обратить в христианскую.
---------------------
"На них (т. е. сотни юношей, которых слушание еретических лекций удерживает от посещения церковной службы по Воскресным дням. - Н. Ф.) падет вина в том, что пришествие Царствия Небесного будет отодвинуто на неопределенное время и будут обмануты надежды миллионов людей, денно и нощно молившихся о том, чтобы разверзлись могилы и чтобы живые вкусили блаженство Царствия Небесного" (Маутнер. "Гипатия". Исторический роман. Стр. 72, рус. пер. 1893. Из первых проповедей Кирилла по вступлении на архиерейскую кафедру Александрии)27. Из этого места, если оно верно передано, видно, что условием наступления Царствия Небесного, т. е. Воскресения мертвых, должна быть молитва всех, так что отсутствия сотни или сотен на воскресной службе достаточно, чтобы не исполнилось желание миллионов, денно и нощно молящихся.
Молитва же, соединяющая в себе все силы и способности, сама собою переходит в дело как свое внешнее выражение. Молитва всех переходит в общее дело. Крест, из себя изображаемый, крест, на себя полагаемый, крест, вне себя созидаемый, крест в виде храма, подобия вселенной, неба и земли, созидаемый многими в совокупности, есть явное выражение молитвы. Сама вселенная превращается в единый храм знанием и действием, трудом миллионов молящихся денно и нощно о том, чтобы разверзлись могилы и в лице оживших все звезды восхвалили бы Бога отцов.
- * "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день"26.
- ** См. "Коперниканское искусство как разрешение антиномии теоретического и практического разума". Ученым следовало заменить действительным мифическое искусство, а не отвергать его только, как не действительное (фетишизм, шаманизм).
|